Москва, 08.12.2016

Не сошлись стратегиями

Русский бизнес Холдинг "Марта", владеющий продуктовой розничной сетью в Москве, Казани и Санкт-Петербурге, отказывается от партнерства с голландской сетью Spar. Теперь он будет развивать брэнд Billa в альянсе с немецкой REWE Group
  1. Сложно съесть Украину
    Редакционная статья
  2. Лучше бы что-нибудь третье
    В случае победы Ющенко на выборах Украина вернется во времена первого срока Кучмы, а в случае победы Януковича - к первому сроку Путина
  1. Сложно съесть Украину
    Редакционная статья
  2. Лучше бы что-нибудь третье
    В случае победы Ющенко на выборах Украина вернется во времена первого срока Кучмы, а в случае победы Януковича - к первому сроку Путина

Марта, Марта, надо ль плакать...
Э. Багрицкий

Холдинг "Марта" до последнего времени развивал в Москве марку розничной продовольственной сети Spar - по договору о субфраншизе. Но 8 июля глава холдинга Георгий Трефилов в присутствии президента России и федерального канцлера Германии подписал соглашение о создании совместного предприятия с группой REWE, вторым по величине (после Metro) продовольственным ритейлером в Германии и четвертым в Европе. В новом СП REWE будет принадлежать 75% акций. В создание новой сети супермаркетов под маркой Billa, принадлежащей REWE, немцы в ближайшие три-пять лет вложат 500 млн долларов.

Это означает, что "Марта" перестает быть субфранчайзером Spar. Сама Spar не просто лишается 15 магазинов своего российского экс-партнера, но и оказывается отброшенной назад в своем развитии в России. Впрочем, это - цена выбранной голландцами стратегии.

Марта не хочет ждать

"Марта" в ритейле недавно. В 2001 году холдинг, занимавшийся до этого производством и дистрибуцией строительных и отделочных материалов, диверсифицировал свой бизнес, приобретя субфраншизу у компании Spar Retail - генерального держателя франшизы на марку Spar по Москве и Московской области. С этим шагом связывались амбициозные планы. Начав с нескольких переоборудованных под торговлю продовольствием строительных магазинов, "Марта" в 2003 году сформировала весьма агрессивную стратегию - к 2006 году расширить свою сеть до 40 магазинов, в том числе и за счет региональной экспансии. Компания готова была даже построить логистический центр, чтобы ускорить развитие своей сети за счет привлечения новых субфранчайзеров.

Напомним, что концепция развития сети Spar предполагает предоставление услуг входящим в нее магазинам, что позволяет им снижать издержки. Одна из таких услуг - централизованное формирование достаточно большого ассортимента магазинов на базе единого логистического центра. Однако на практике строить такие центры Spar обычно не спешит - ждет, пока ее сеть не наберет "достаточного числа магазинов".

"Марта" же ждать покуда наберется "достаточное число магазинов" не хотела, она решила вести себя так же, как и все ведущие игроки рынка - в последнее время они соревнуются в скорости роста оборотов и числа магазинов, ежегодно увеличивая в разы и то и другое. "Марта" пошла на рискованный шаг - запланировала до 2006 года 150 млн долларов инвестиций в развитие, из них 110 млн были заемными. Их предоставил Импэксбанк. Он рассматривал этот кредит как своего рода венчурный проект. Попутно отметим, что тот же Импэксбанк был финансовым консультантом сделки по созданию СП "REWE-Марта". Похоже, что для него венчурный проект превращается в инвестиционный.

Но реализовать экспансию "Марте" явно мешала неопределенность положения субфранчайзера. Во-первых, контрольный пакет Spar Retail принадлежал компании Delta Capital Management, управляющей инвестфондом "Россия-США". Как и полагается инвестфондам, через какое-то время они продали бы пакет Spar Retail какому-нибудь стратегическому и


Статья доступна только подписчикам журнала

Купив подписку на ONLINE-версию журнала, вы получите доступ ко всем архивным материалам журнала «Эксперт»
240 месяц
Подпишитесь, чтобы иметь полный доступ к материалам журнала «Эксперт»
Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru
Журнал + Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru + доставка печатной версии
Журнал «Эксперт» Доставка печатной версии журнала
Уже оформили подписку? Авторизируйтесь
* Без регистрации вы сможете читать статью только на том устройстве, и в том браузере,
с которого была произведена оплата. Чтобы иметь доступ с любого устройства создайте аккаунт