Дурные советы

Экономика и финансы
«Эксперт» №27 (428) 19 июля 2004
Критика МВФ, на наш взгляд, основывается на неверных теоретических постулатах и, будучи воспринята всерьез, может привести к плачевным последствиям

В своем недавнем заявлении МВФ дал умеренно негативную оценку денежно-кредитной политики России. Основная вина за устойчивое сохранение двузначных годовых темпов инфляции возлагается на Банк России, чьи действия направлены против реального укрепления рубля. По мнению фонда, если некоторое снижение инфляции за последние полтора года и произошло, то только благодаря административному контролю над ценами естественных монополий. На самом деле, как заявляют эксперты из МВФ, реальный курс национальной валюты вообще не должен быть объектом денежно-кредитного регулирования, поскольку его динамика полностью определяется процессами в реальном секторе экономики. Банку России предлагается сосредоточиться на целевом управлении инфляцией, идя, если необходимо, на номинальное укрепление рубля по отношению к доллару или корзине валют. Более свободный курсовой режим якобы позволит минимизировать темп инфляции. А заботу о предотвращении реального укрепления рубля должна полностью взять на себя фискальная власть - облагая налогами экспортную выручку сырьевого сектора.

Критика МВФ, на наш взгляд, основывается на неверных теоретических постулатах и, будучи воспринята всерьез, может привести к плачевным последствиям. Положение о независимости реального курса рубля от действий финансовых властей является в данном случае ключевым, но оно, очевидно, позаимствовано из учебников по макроэкономике двадцатилетней давности. Тогда еще господствовал принцип членения долговременных процессов на реальную и монетарную составляющие. Современная макротеория, напротив, предлагает различные объяснения краткосрочной взаимосвязи реальных эффектов и монетарной политики, включая валютные интервенции центральных банков. При этом акцент делается на несовершенствах рынков товаров и труда, приводящих к разнонаправленным движениям цен и обменных курсов. В свете современных представлений не выдерживает критики утверждение о том, что реальный курс национальной валюты неподконтролен действиям монетарных властей, а значит, не нужны и сами эти действия.

Как и в былые годы, рекомендации МВФ носят универсальный характер, то есть разным странам прописывается примерно одно и то же средство. Если до мирового финансового кризиса 1997-1998 годов рекомендовалась фиксация валютных курсов при допущении контроля над потоками капитала, то сейчас предпочтение отдается плавающим курсам при максимально возможном снятии ограничений над капитальными потоками. В этом - новая идеология МВФ, которая отражает неспособность международных финансовых организаций противостоять мировым финансовым рынкам, а главное, снимает с первых ответственность за стимулирование потоков "горячих" денег.

Однако новый подход, как и старый, не является оптимальным, по крайней мере применительно к России. Напротив, политика сглаживания колебаний с помощью временной фиксации курса в достаточно узких рамках позволяет нивелировать внешние возмущения монетарного характера. Такая стратегия особенно оправданна при неразвитых внутренних финансовых