В поле зрения

Русский бизнес
Москва, 26.07.2004
«Эксперт» №28-29 (429)
Активно развивающиеся сети салонов оптики оттягивают покупателей у "безымянных" магазинов, но пока не могут конкурировать с уличными лотками

"Лет десять назад люди покупали очки просто потому, что плохо видели. Сейчас подбирают оправы под цвет сумочки. Сегодня уже недостаточно только качества очков - люди хотят эмоций", - говорит владелец одной из столичных оптик. Предоставить эти эмоции покупателю пытаются активно развивающиеся сети оптических салонов. В последнее время это один из наиболее динамично растущих сегментов столичной специализированной розницы - нет ни одного нового торгового центра, в котором бы не было магазина оптики. Обороты сетевых операторов ежегодно растут на 20-30, а у некоторых - и на все 100%.

От ларьков до бутиков

На московском рынке оптики существуют три типа торговых точек: ларьки и палатки в метро, магазины "Оптика" и брэндовые сетевые оптические салоны. Палатки в метро и подземных переходах торгуют дешевыми - по 200-300 рублей - очками. Низкие цены объясняются происхождением оправ и линз, которые производятся либо на российских заводах, либо кустарным способом в Китае (говорят, что линзы из Китая везут в мешках). Объем этого нецивилизованного рынка оценивается в 70 млн долларов в год, что составляет 35% всего оптического рынка Москвы в денежном выражении и 65% - в натуральном.

Магазины "Оптика" и оптики при аптеках - это в основном переделанные на деньги частных инвесторов бывшие муниципальные оптики либо небольшие салоны в торговых центрах. Они ориентируют потребителя только на сам товар и рассчитаны на случайного покупателя. Ассортимент в таких магазинах разный: дорогие итальянские оправы соседствуют с дешевыми корейскими. В связи с высокими издержками и отсутствием целевой аудитории задача "одиночек" сводится к тому, чтобы продать как можно больше дорогих оправ - только так они могут выжить на рынке.

Первым цивилизованным местом продажи очков более десяти лет назад стал салон "Интероптика". Когда магазин открывался, ни жесткого сегментирования, ни брэндов на рынке еще не было. Компания выбрала нишу эксклюзивного продукта и первой начала ввозить в Россию очки дорогих марок - Swarovsky, Cazal и др. "Интероптика" и сейчас рассчитана на состоятельного покупателя - средняя стоимость заказа составляет здесь 100-300 евро.

Долгое время "Интероптика" была единственным брэндовым магазином, в котором можно было купить приличные очки. Только в последние годы стали активно развиваться и другие брэндированные салоны - "Очкарик", "ЛинзМастер", GoodLook и др. Пока им принадлежит не более 30% цивилизованного рынка, однако доля сетей стремительно увеличивается. В отличие от бывших муниципальных оптик они ориентированы на определенную рыночную нишу, предлагают более качественный ассортимент и квалифицированный сервис.

Дешево. Быстро. Модно

Больше всего салонов (14) у "Очкарика". Свое развитие сеть начала с Московского объединения "Оптика", куда в 2000 году пришел частный инвестор. "Это было большое предприятие, существовавшее уже более семидесяти лет, с большим количеством работающих людей и отрицательными экономическими показателями. Из сорока оптических салонов работали

У партнеров

    «Эксперт»
    №28-29 (429) 26 июля 2004
    Южная осетия
    Содержание:
    Аншлюс не состоится

    Михаил Саакашвили пришел к власти в Грузии и восстановил контроль над Аджарией при негласной поддержке Запада и Москвы. Теперь он старается поссорить своих могущественных спонсоров и овладеть Южной Осетией

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама