Виток спирали

Рейтинг
Москва, 13.09.2004
«Эксперт» №34 (434)
Исследование рынка консалтинга, проведенное агентством "Эксперт РА", показало: переориентация на средний бизнес обошлась консультантам дорого

В первом полугодии на рынке консалтинга отчетливо проявились две тенденции. Во-первых, в портфеле заказов резко увеличилась доля среднего бизнеса, дозревшего наконец до того, чтобы обращаться за советом. Во-вторых, российские предприятия спустя несколько лет после кризиса вновь предъявили высокий спрос на стратегический консалтинг (а так как сами по себе стратегии без каких-либо последующих новаций бессмысленны, то они обусловили интерес и к другим видам консультационных услуг). Так, по сравнению с прошлым годом сектор стратегического планирования и организационного развития вырос на 66%. А его доля в общей структуре рынка впервые за последние три года увеличилась и достигла 14%. Напомним, что за последние три года доля сектора стратегического консалтинга в общем объеме рынка консультантов снизилась с 17 до 12%.

В итоге выручка ста крупнейших консалтинговых компаний по итогам первых шести месяцев этого года увеличилась на 41% и составила 7,2 млрд руб. И хотя сами по себе эти показатели впечатляют, однако по сравнению с прошлым годом темпы роста рынка консалтинга снизились на 24 процентных пункта (в первом полугодии 2003 года прирост составил 65, а в 2002 году - и вовсе 70%). Причина не в снижении объемов работ. Они, как и раньше, растут сверхвысокими темпами. А вот эффективность консалтинговых компаний несколько снизилась.

Ситуация на рынке напоминает посткризисную. Тогда консультанты пошли на уступки крупному бизнесу, и эта своеобразная инвестиция обеспечила им три года бурного роста. Сейчас настала очередь "инвестировать" в средний бизнес.

Ценовой барьер

Взять хотя бы рост числа клиентов из среднего бизнеса. С одной стороны, это безусловно поспособствовало росту рынка консалтинга. Но, с другой стороны, переориентация компаний на новые предприятия заставила не только подстраиваться под их запросы, но и перемещаться в более скромную ценовую нишу.

Говорит директор департамента управленческого консалтинга компании IBS Дмитрий Садков: "Безусловно, спрос со стороны среднего сегмента рынка возрос, однако он не является еще достаточно платежеспособным. Осознанная необходимость у компаний есть, а вот деньги на ее реализацию - не всегда. В таких случаях некоторые компании пытаются что-то сделать, что называется, по 'кускам', но это не совсем целесообразно. Среди лидеров спроса можно назвать рынок товаров народного потребления (FMCG). Для целенаправленной работы на нем IBS даже создала новую структуру (компания в компании) - IBS R&C (retailer & consumer)".

Да и стратегический локомотив хоть и набрал обороты, но ему приходится тянуть основной - и тяжелый - эшелон, обеспечивающий полную реорганизацию бизнеса средних предприятий - это комплексный консалтинг. В него входят финансовые, налоговые, юридические консультационные услуги, ИТ-консалтинг, оценка, подбор персонала и многие другие виды услуг.

Растущий спрос на эти услуги, с одной стороны, обеспечивает консультантам море работы, а с другой - заставляет работать условиях жесткой конкуренции. Осо

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (434) 13 сентября 2004
    Террор
    Содержание:
    Битва проиграна, война не кончилась

    Сейчас, когда мы все знаем, что случилось в Беслане, встают другие вопросы: как это случилось и почему? И главное - какой станет после этой трагедии страна, потому что без политических последствий такие вещи не остаются

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама