Охота на зрителя

Культура
Москва, 13.09.2004
«Эксперт» №34 (434)
Столичные театры начинают новый сезон. Репертуарный театр превращается в антрепризу, молодые режиссеры реанимируют старые хиты, а комедия остается самым популярным театральным жанром

В театрах штопают занавес и перелицовывают платья примадонн, вывешивают приказы о назначениях на роли и пробуют голоса, затевают новые интриги и обновляют старые спектакли, желают друг другу ни пуха ни пера и бранятся с критиками. Открывается новый сезон охоты на зрителя. В дело идут испытанные приманки и новые, еще не опробованные ловушки. Театралов ловят на живца, заманивая их именами звезд, и на интерес, обещая экстремальные эксперименты.

Самым модным ноу-хау этого сезона обещает стать привлечение молодого режиссера на большую сцену академического театра. Самым популярным жанром - комедия. А самым обычным явлением - мутация репертуарного театра в антрепризу.

Смех во тьме

Главная и самая надежная приманка для театралов всех поколений - это комедия. За прошедшее десятилетие директора вывели формулу: прибыль театра прямо пропорциональна громкости смеха в зале. И не перестают доказывать эту нехитрую теорему. Забавно, но самые отпетые авангардисты, оказавшись у руля театра, проникаются той же рыночной логикой и начинают что есть сил веселить почтеннейшую публику.

Например, несколько лет назад режиссер Владимир Мирзоев, скандалист и новатор, вдрызг разругался с руководством Театра им. Станиславского. Дирекция театра хотела комедий, Мирзоев мечтал поставить трагедию. Сейчас Мирзоева пригласили на должность художественного руководителя Театра им. Станиславского. И что же мы видим в его репертуарных планах? Комедию Шекспира "Сон в летнюю ночь", комедию Эжена Скриба "Стакан воды" и комедию Александра Островского "Доходное место".

"Сон в летнюю ночь" - интеллигентнейший и скучнейший спектакль. Театроведы могут быть довольны - в отличие от всех остальных. Самая смелая новация Мирзоева - это скромная пантомима под аккомпанемент живого оркестра да чуть-чуть актерской отсебятины. Большинство ролей поручено молодым артистам. Очевидно, Мирзоев боялся их травмировать и поэтому отнесся к классику с непривычным для себя пиететом. В результате поэтичная и смешная пьеса превратилась в нудную драму из жизни сексуальных неврастеников.

Зато Виктор Шамиров, постановщик, не так давно преданный критиками остракизму за пошлость, выпустил очень смешной и совсем неглупый спектакль "Бог" на сцене "Под крышей" в Театре им. Моссовета. В основе его спектакля комедия Вуди Аллена, но Шамиров ее основательно переработал, приспособив ко вкусам и нравам современной театральной тусовки. Вышло очень живо. По сюжету халтурщик-драматург и халтурщик-актер за пятьсот лет до нашей эры сидят в Афинах и пытаются сочинить драму для традиционного театрального фестиваля. Да еще чтобы получилось лучше, чем у Эсхила. А то он вечно первые премии берет. Халтурщика-драматурга играет сам Шамиров, иногда балующийся сочинительством. Халтурщика-актера - Гоша Куценко. "Никогда, с-сука, первую премию не дадут", - морщится Шамиров, и зал смеется, сам не зная над кем - то ли над древнегреческим драмоделом, то ли над самим Шамировым, которому тоже никак не удается получить первую премию за свои пьесы. Након

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (434) 13 сентября 2004
    Террор
    Содержание:
    Битва проиграна, война не кончилась

    Сейчас, когда мы все знаем, что случилось в Беслане, встают другие вопросы: как это случилось и почему? И главное - какой станет после этой трагедии страна, потому что без политических последствий такие вещи не остаются

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама