Не ищу партнера по бизнесу

Русский бизнес
«Эксперт» №35 (435) 20 сентября 2004
Карина Арутюнова стала предпринимателем от безысходности - ей надоело плясать под дудку не очень дальновидных, но нагловатых боссов. Но она не сразу поверила, что успешный бизнес можно построить самостоятельно, без помощи мужчины

С Кариной Арутюновой, генеральным директором компании Buro-Object, я познакомилась в Турции. Мы жили в одной гостинице, завтракали, обедали и ужинали за одним столом, ходили на один пляж и, как это водится у женщин, все время болтали. Из этой болтовни родился рассказ про то, как "простая русская баба" Карина Аркадьевна Арутюнова построила собственную успешную компанию, и про, на какие грабли ей довелось наступить.

Это сейчас у ее небольшой (40 человек) фирмы, которая торгует офисной мебелью от ведущих европейских и отечественных производителей и разрабатывает дизайн-проекты интерьеров, крепкие позиции на рынке. Среди клиентов - сеть дорогих отелей в Москве, несколько дилеров крупнейших автомобильных компаний, российские холдинги, банки и инвестиционные компании... А еще не так давно гендиректор и владелица Buro-Object вообще не мечтала о своем бизнесе. Теперь-то видно, что все к тому шло. Только пришлось пометаться, потыркаться, преодолеть "страх одиночества" - больше всего Арутюнова боялась остаться без "пары", то есть без делового партнера.

Со временем она пришла к выводу, что из-за этого дурацкого страха многие женщины сильно проигрывают и в жизни, и в бизнесе: "Мы все время надеемся на кого-то, хотя все можем сами. Да и вообще, зря женщины к мужикам пристают: давай, зарабатывай, тащи. А мужики, может, больше бы денег приносили, если их не пилить. Вот я раньше ничего не умела: в бухгалтерии не разбиралась, все счета и связи контролировали партнеры. А я только им в рот смотрела. Это я теперь понимаю, что легче разобраться и изучить предмет, чем так бояться, - страшно, когда не понимаешь..."

В общем, ей пришлось пойти учиться. "Удивляюсь, - говорит Карина, - и как мне это не пришло в голову сразу? Но такая тяжелая была жизнь, что надо было все время тупо зарабатывать. Добывать контракты".

Добывать контракты Карина начала в 1993 году: придя переводчиком в фирму, торгующую немецкой офисной мебелью, через пару месяцев она стала там главным менеджером по продажам. А еще через полгода ушла оттуда. С ней ушли трое. Заняли 10 тыс. долларов, открыли свою компанию по продаже мебели и назначили себя директорами. Коммерческий директор Арутюнова наладила контакты с немецкой мебельной фабрикой Buro Object Breitinger и стала искать клиентов. Звонили по друзьям-знакомым и в организации по справочнику "Желтые страницы": "Здрассьте. Мебель не нужна?"

С первым заказчиком - Солнцевской автобазой, купившей директорский кабинет, случился прикол: за ночь сотрудники автобазы растащили из нераспакованных коробок часть комплектующих. Фурнитуры вообще не осталось. Утром Арутюнова звонит в Германию: "Давайте новую. Срочно! Кладете в ящик, ищете стойку 'Аэрофлота' и просите любого русского перевезти коробку", а вечером стоит с табличкой в Шереметьево. Успели.

В конце каждого месяца партнеры делили прибыль. Но никакой стратегии развития компании и в помине не было. Жили от контракта к контракту. Люди нервничали, генеральный орал. "Мне кажется, что мы делаем что-то неправил