Бум потребительских кредитов. Навсегда?

Рейтинг
«Эксперт» №35 (435) 20 сентября 2004
Российский рынок потребительского кредитования имеет огромный потенциал роста. Кредитный кризис, аналогичный корейскому, нам пока не грозит
Бум потребительских кредитов. Навсегда?

По итогам прошлого года объем рынка потребительского кредитования в России достиг 10,2 млрд долларов, увеличившись более чем вдвое. В нынешнем году каких-либо признаков угасания розничного кредитного бума пока не просматривается. Тем не менее масштаб рынка частных займов все еще крайне мал в сравнении с другими странами с переходной экономикой - он составляет не более 2-3% ВВП по сравнению, например, с 6% ВВП в Венгрии и более чем 10% ВВП в Эстонии. Даже в Болгарии, более бедной в терминах дохода на душу населения стране, объем рынка потребительского кредитования составляет сегодня 4% ВВП. На наш взгляд, это довольно убедительно свидетельствует в пользу существенного потенциала этой ниши розничного бизнеса. По оценкам The Boston Consulting Group, бурный рост рынка потребительских займов в ближайшие пять лет продолжится, при этом рост потребления населением кредитных продуктов будет по-прежнему опережать рост благосостояния. Общий объем рынка к 2008 году, согласно оптимистичному сценарию, может достичь более 30 млрд долларов.

Заоблачные ставки

Высокий риск бизнеса определял довольно высокие ставки, первоначально установленные банкирами для кредитов населению. Разрыв между ставками кредитов для предприятий и организаций и ставками для граждан составлял на заре становления рынка около 10 процентных пунктов (по рублевым кредитам). Сейчас этот спрэд уменьшился до 6-6,5 пункта, но по сравнению с другими странами все еще достаточно высок.

На начальном этапе развития рынка ставки, декларированные банками, как правило, не отражали полной стоимости кредита для частного заемщика. Потребителю приходилось выплачивать за пользование кредитом значительно больше, чем было красиво преподнесено в рекламных сообщениях. Учет всех дополнительных расходов (на рассмотрение заявки, на открытие и ведение счета и проч.) мог привести к значительному росту стоимости кредита.

Рынок кредитных продуктов развивался неравномерно, что переопределено неравномерностью распределения доходов по России. Очевидно, что основным рынком стала Москва, где уровень благосостояния на душу населения является самым высоким в стране. Однако доля столицы имеет тенденцию к постепенному снижению. Если поначалу на Москву приходилось около 40% выданных потребительских кредитов, то уже спустя два года этот показатель снизился до 30% и продолжает снижаться. По предварительным оценкам, через десять лет доля Москвы может составить около 20%.

Что в кредитной корзине

Сейчас на рынке представлено несколько типов кредитных продуктов.

Прежде всего это стандартный банковский кредит, целевой или на неопределенные цели, получить который можно в отделении банка. Для этого надо пройти более или менее сложную процедуру рассмотрения заявки - банк принимает решение в течение нескольких дней или недель. Как правило, стандартный банковский кредит сопровождается относительно высокими требованиями к заемщику, требуется подтверждение его доходов или залог. Однако, имея такие гарантии, банк снижает свои риски и в результа