Козак на Кавказе

Тема недели
«Эксперт» №35 (435) 20 сентября 2004
Новые кадровые назначения Кремля - знак того, что Северный Кавказ признан главной проблемой российского федерализма

Руководитель аппарата правительства России Дмитрий Козак брошен на Кавказ. В прошлый понедельник Владимир Путин объявил о создании Комиссии по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе. Один из ближайших соратников президента и куратор ключевых российских реформ отныне становится не только главой этой беспрецедентной по своим (пока только заявленным) полномочиям структуры, но и полпредом в ЮФО - самом проблемном российском округе. С одной стороны, теперь Козак начнет курировать регионы (речь идет о 13 республиках и областях), работа с которыми в циничном сознании видавших виды федеральных чиновников все последние годы воспринималась как ссылка. С другой - сама личность бывшего замглавы администрации президента и руководителя аппарата правительства, которого в разное время прочили на кресло то генпрокурора, то премьер-министра, заставляет отнестись к новому назначению без традиционного скепсиса. Всем понятно, что новый полпред президента может взять себе столько полномочий, сколько пожелает, или, вернее, отвоюет их в схватке с другими ведомствами.

Пока задуманная структура видится через некий "магический кристалл" - то, чего нет, еще не может быть предметом критики или одобрения. Но уже сегодня ясно, что Дмитрий Козак получил право решающего слова в координации работы на Кавказе как ведущих силовых, так и экономических ведомств страны. В состав вышеупомянутой комиссии вошли первый заместитель главы МЧС Юрий Воробьев, первый заместитель министра обороны Александр Белоусов, министр экономического развития и торговли Герман Греф, заместитель министра внутренних дел Аркадий Еделев, министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, министр финансов Алексей Кудрин, первый заместитель директора ФСБ Сергей Смирнов и министр образования и науки Андрей Фурсенко. Исторические аллюзии в отношении новой структуры последовали незамедлительно - полномочия Козака оказались схожи с теми, что получил в середине 1920-х годов представитель ЦК РКП(б) по Юго-Восточному краю, направленный в национальные регионы Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабарда и Черкесия) для курирования работы местных партийных и хозяйственных структур, органов ОГПУ и военных в борьбе с повстанческим движением.

Конец ссылки

Слово "координация" здесь надо считать ключевым. В глаза сразу бросается тот факт, что, несмотря на настоятельное пожелание администрации президента всем министрам принимать личное участие в работе комиссии, силовые ведомства отрядили в новую структуру своих заместителей, тем самым явно стремясь сохранить автономность своих операций на Северном Кавказе. По-видимому, проблемы, которые порождают для центра кавказские войны, ФСБ, МВД И МЧС по-прежнему склонны рассматривать как "региональные". Предыдущий полпред в ЮФО Владимир Яковлев, который отсидел на этом посту всего лишь полгода, не имел никакого влияния на силовиков, не преуспел и в экономике. Так, его грандиозный проект по переносу ве