Проект 2М

Тема недели
«Эксперт» №35 (435) 20 сентября 2004
На прошлой неделе в России началось настоящее строительство бюрократической партии национального реванша. Именно она должна стать вторым после президента центром силы в России после выборов 2008 года

Тринадцатого сентября президент собрал расширенное заседание правительства с участием глав субъектов федерации. Ожидали всего, чего угодно, вплоть до снятия силовиков. Этого не случилось. Однако выступление президента от этого не стало менее ярким.

Предложенные Владимиром Путиным шаги по изменению всей системы российского политического устройства объяснялись необходимостью таких вещей, как обеспечение единства страны, укрепление структуры государства и доверия к власти, создание эффективной системы внутренней безопасности в связи с угрозой международного терроризма.

Собственно, о борьбе с терроризмом и о мерах по предотвращению терактов президентом сказано было достаточно. "Борясь с проявлениями террора, мы практически не достигли видимых результатов. Не достигли видимых результатов прежде всего в ликвидации его источников", - признал Путин. Таких слов от него не слышали, пожалуй, никогда.

Затем был перечислен ряд конкретных административных мер. Образована особая Федеральная комиссия по Северному Кавказу. Воссоздано министерство, ответственное за вопросы региональной и национальной политики. Силовым структурам отданы необходимые указания о повышении интенсивности контртеррористических операций, в том числе через расширение возможности международного сотрудничества по линии специальных служб. "Им дано указание работать на опережение и уничтожать преступников, что называется, в их собственном логове. А если требует обстановка - доставать их и из-за рубежа".

В рамках заявленного Владимиром Путиным проекта 2М (мобилизация плюс модернизация) самостоятельный слой оказывается не перед самым плохим выбором

Говорил президент и о необходимости создания новых рабочих мест в регионе, о социальной политике, и все это было непосредственно связано с заявленной темой расширенного заседания. И ни один из этих пунктов удивления не вызвал: хотя вопросы по частностям есть, все это логично и, что называется, вписывается в повестку дня. А вот дальше последовал...

Хорошо продуманный экспромт

То, что прозвучало дальше, не может быть воспринято как чистая импровизация. Хотя определенная доля совсем свежих решений в речи президента, судя по всему, была. Собственно говоря, мощность психологического эффекта, который произвели предложения Путина по реформе власти, определяется совпадением в пространстве и времени двух разных и по замыслу, и по мотивации реформ.

Реформа номер один - введение в России пропорциональной системы избрания парламента. Ее можно определить как путинский проект обеспечения преемственности курса. Он готовился уже некоторое время. И уже был вброшен в общественное пространство через председателя ЦИК Александра Вешнякова.

Реформа номер два - возврат к назначению губернаторов. Этот проект, скорее всего, возник спонтанно. По-видимому, на фоне трагедии в Беслане силовики смогли найти убедительные аргументы и для президента, и для заметной части региональной бюрократии в пользу выстраивания жесткой вертикали исполнительной власти.

Можно сказать, что в путинс