Что думают политики и эксперты о переходе на пропорциональную избирательную систему

Тема недели
«Эксперт» №35 (435) 20 сентября 2004

Дмитрий Таскаев, депутат Архангельского областного собрания депутатов, председатель Архангельского регионального отделения СПС, генеральный директор ООО "Карат":

- На мой взгляд, обе системы выборов - по спискам или по округам - в российских условиях одинаково подвержены влиянию административного ресурса. Реформа эту проблему не решит. Голосование по партийным спискам вряд ли будет стимулировать гражданское поведение избирателей, как надеется ЦИК. В регионах голосуют за личность, а не за партию. Мы еще не доросли, к сожалению, до партийной системы за пределами Садового кольца. Общество просто само должно дозреть - сверху не насадить ничего. Если в регионе есть авторитетный лидер, то людям совершенно все равно, какую партию он возглавляет.

Григорий Кертман, ФОМ:

- То, что действующая ныне система далеко не совершенна и не выполняет тех задач, для которых она создана (обеспечение представительства, демократических начал и так далее), мне представляется вполне очевидным. Думаю, с некоторыми оговорками идею перехода к пропорциональной системе можно рассматривать как позитивную, в ней скорее больше плюсов, чем минусов.

Действительно, с одной стороны, существует представление, что депутат, избранный от региона, ближе к избирателю и адекватнее выражает его интересы. А если учесть, что у нас к партиям вообще отношение достаточно скептическое, то, казалось бы, такая реформа ведет к дискредитации парламента. С другой стороны, знает своего депутата только каждый пятый, а как-то оценить его работу может только каждый десятый. В этих условиях возникает вопрос: насколько мажоритарная система реально обеспечивает защиту интересов избирателей?

И то, что избиратель будет больше понимать, что происходит, более осмысленно себя вести, - это действительно так. Ситуация двух выборов, когда кампания в СМИ идет в основном межпартийная (о кандидатах-одномандатниках чаще всего узнают уже на избирательном участке), для не слишком ангажированного избирателя тяжела. Вот почему я думаю, что в долгосрочной перспективе эта реформа будет способствовать развитию и усилению политических партий. Тем более что в законе оговаривается норма о как минимум четырех партиях, что препятствует партийной монополии.

Другое дело, что, переходя на чисто пропорциональную систему, мы фактически закрываем ярким, независимым фигурам выход на общенациональную арену, а это плохо. Возможно, решению этой проблемы может послужить выборность Совета Федерации от регионов, как сената в США.

Замечу, что, если представители бизнеса будут претендовать на представительство в парламенте с абсолютно открытым забралом, то шансов у них нет никаких и не будет еще очень долго. А если они будут это делать так, как это делается во всем мире - выработают какую-то вполне приемлемую для значительной части электората идеологическую программу, придумают привлекательное название и не будут выдвигать на первый план слишком знакомых своих представителей, - то, конечно, шанс есть.

Валерий Зубов, депутат Госдумы, член фракции