Избрать нельзя назначить

Тема недели
«Эксперт» №35 (435) 20 сентября 2004
Отмена выборности губернаторов, потенциально способная оздоровить атмосферу в регионах, в реальности может обернуться коррупционным бумом

Из предложенных Владимиром Путиным новаций отмена выборности губернаторов - мера самая скандальная. Именно ее имеют в виду западные комментаторы, обвиняя президента в сворачивании демократии в России. Она же - самая неожиданная: только летом вступила в силу новая версия закона о принципах формирования органов госвласти в субъектах РФ, где процедура избрания региональных лидеров выглядела вполне законченной и отшлифованной. Она же - самая неоднозначная с точки зрения заявленных целей и в то же время наиболее предсказуемая по последствиям - как плохим, так и хорошим.

Если коротко, то суть ее сводится к тому, что губернаторы впредь будут попадать в свои кресла по той же схеме, что и председатель федерального правительства: президент предлагает кандидатуру, а Дума ее утверждает. Утверждать предложенные президентом кандидатуры губернаторов будут законодательные собрания субъектов федерации.

Главная претензия к новой схеме - ее неконституционность, хотя в Основном законе нигде не сказано, что главы администраций субъектов РФ должны непременно избираться. О том, как формируются органы власти на местах, говорится лишь, что это устанавливается самими субъектами. Сегодня выборность губернатора или президента записана в областных уставах и республиканских конституциях, но ведь их можно и скорректировать.

Президент, выдвигая свое предложение, опирался на пункт 2 статьи 77 Конституции, которая гласит: "Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему". Оппоненты, однако, напоминают, что в перечне президентских полномочий, приведенном в статье 83, такая функция, как подбор кандидатур на посты глав региональных администраций, не фигурирует. Серьезное возражение Путину содержится и в статье 1 Конституции, где Россия определяется как "демократическое федеративное правовое государство", а непременным атрибутом федерации является, как известно, выборность руководителей ее субъектов. Но и на это возражение есть ответ. Действующий Основной закон был принят в 1993 году, но на повальную избираемость губернаторов страна перешла лишь в 1996-м - после избрания на второй срок Бориса Ельцина: гарант Конституции почти три года фактически нарушал Конституцию, продолжая назначать глав администраций. Поэтому странное впечатление производит открытое письмо Бориса Березовского, где он апеллирует к первому президенту, рассчитывая спровоцировать его на критику Путина за то, чем он сам грешил без особых угрызений совести.

Россель размечтался...

Действия Ельцина в тот период тоже носили ситуационный характер: ему предстояли трудные выборы, и нелояльные, независимые губернаторы могли бы стать помехой. В привилегии избрания он не смог отказать лишь главам национальных республик - все они получили титул всенародно избранных еще до принятия нынешней Конституции. А первые выборы в русских областях состоялись лишь в декабре 1995 года - их буквально продавила группа самых активных политиков-назначенцев, в чьей поддержке Ельцин не с