О листках на столе

Разное
«Эксперт» №35 (435) 20 сентября 2004
О листках на столе

Политическая реформа, объявленная 13 сентября президентом, активно обсуждается в двух аспектах: полезна она или вредна сама по себе - и адекватна ли она новой, послебеслановской реальности. По первому пункту этой общепринятой повестки дня мнения сильно различаются, что вполне естественно хотя бы потому, что предложенные реформы прямо затрагивают заметную долю людей, высказывающихся по таким вопросам публично.

Да и по сути отношение к новациям не могло быть однозначным. Мы не раз имели случай констатировать, что нынешней России демократические одежды как-то вроде великоваты: и ход, и результаты что региональных, что федеральных кампаний слишком ясно показывали, сколь многих содержательных вещей не хватает для наполнения прописанных в Конституции РФ формальных процедур развитой демократии. Да с этим, кажется, никто и не спорит. Но дальше согласие кончается, потому что из этой ситуации есть два противоположных выхода: можно терпеливо ждать, пока одежка, сшитая на вырост, придется впору (и, конечно, что-то делать, чтобы ускорить приближение вожделенного часа), - а можно взять ножницы, да и отхватить слишком длинные рукава и волочащиеся по земле полы. В пользу каждого из двух вариантов найдется, что сказать.

Только всерьез этот диспут интересует не многих. В прошлый четверг в Москве по призыву трех партий (СПС, "Яблоко" и КПРФ) прошел митинг протеста; собралось "более 30 человек". В лентах эта новость соседствовала с сообщением из Лондона, где парламент осадили десять тысяч разъяренных противников запрета охоты на лис. Я не предлагаю в виду этого контраста отказаться от дискуссий по сути президентских инициатив, но держать его в голове, то есть помнить, насколько силен в нынешних спорах привкус академизма, - очень небесполезно.

Академизм этих споров еще и в том, что никто не сомневается: путинские инициативы невдолге станут законами; вопрос лишь в следствиях. А о них сегодня мало что можно с уверенностью сказать, кроме одного невеселого общего соображения. Всякий крупный проект (а речь об очень крупном проекте) непременно содержит и новые возможности, и новые риски. Разница между ними в том, что риски обыкновенно реализуются как-то сами по себе, тогда как возможности нужно еще суметь реализовать. Например, заявленная реформа содержит возможность возникновения сильных партий - и риск реинкарнации застоя. Или совсем очевидное: назначаемость губернаторов - это и возможность назначать правильных наместников, и риск назначать неправильных. До сих пор практика президентских назначений (вспомним хотя бы троекратное трудоустройство В. А. Яковлева) особого восторга у наблюдателей не вызывала.

Обращаясь ко второму пункту повестки дня - насколько объявленные президентом меры адекватны констатированному им же состоянию войны, в котором пребывает Россия, - мы увидим несравнимо больше единодушия. Все, кто высказывался на эту тему (кроме, конечно, официоза), более или менее определенно говорят об их неадекватности, о том, что переформатирование власти есть в лучшем