Металлургия

Рейтинг
«Эксперт» №37 (437) 4 октября 2004
Предприятия черной металлургии активно развиваются, реализуя стратегические замыслы. В цветной же металлургии исполнение стратегий заморожено под воздействием "фактора ЮКОСа"

Черная металлургия. Из 36 компаний черной металлургии, попавших с список "Эксперт-400", 25 закончили 2003 год просто блестяще: темп роста продаж - от 30 до 80%. Подобное благоденствие обеспечил прежде всего строительный бум в Китае: фантастические объемы закупок вызвали рост цен на мировом рынке стали. Поскольку более половины всей продукции отрасли экспортируется, мы получили приток экспортной наличности. Но было ли это подарком судьбы? В отличие от нефтянки сталелитейная индустрия гораздо сложнее и с технологической, и с маркетинговой точки зрения. На внешних рынках нас не ждут с распростертыми объятиями, к потребителю приходится пробиваться сквозь заслон, который выставляют основные конкуренты - местные производители и компании-экспортеры из Японии, с Украины и из Бразилии. И в этой конкурентной борьбе наши предприятия выглядят довольно уверенно, работая на удержание своего главного конкурентного преимущества в мировой торговле - низкой себестоимости производства жидкой стали.

Последние годы для российской сталелитейной промышленности были знаковыми. Крупный бизнес активно занялся стратегическим строительством. И это не может не радовать. Низкая себестоимость производства - штука, конечно, замечательная, однако она не вечна. Надеяться на то, что мы сможем удерживать это преимущество долго, оснований нет. Поэтому приходится работать над созданием других конкурентных преимуществ. Разработка и финансирование корпоративных стратегий - первый и главный шаг на этом пути. Один из элементов таких стратегий - попытка выйти за пределы страны. И здесь преуспели по крайней мере три из четырех крупнейших компаний - "Северсталь", НЛМК и Евразхолдинг. Их успехи за рубежом обусловлены тиражированием накопленного на родине опыта антикризисного управления и работы с проблемными активами. Есть и другие позитивные эффекты от вывоза капитала. Это и доступ к самым современным технологиям, отсутствующим в России. И преодоление антидемпинговых и прочих протекционистских заслонов, выставляемых рядом стран против отечественных производителей стального проката.

Еще одна тенденция, которую российские сталелитейные компании не могут игнорировать, если хотят оставаться ключевыми игроками мирового рынка, - концентрация стального бизнеса. Западная стальная индустрия, долгие годы пребывавшая в кризисе, нащупала пути выхода из него. Консолидация сталелитейного бизнеса в Европе привела к появлению мирового лидера - компании Arcelor, возросшая эффективность бизнеса которой основана именно на ее рыночной мощи. То же самое происходит и в Америке, где за последние годы появилось два мощных игрока (US Steel и International Steel Group), которые объединили много не очень крупных убыточных компаний в один эффективный холдинг, и в Японии. Совершенно очевидно, что увеличивать рыночную мощь придется и российским предприятиям, причем не только по линии внешней экспансии, но и на внутреннем рынке. Анализ событий, произошедших за последние год-два, показывает, что сегодня укрупнение бизнес