Newзнайка

Культура
«Эксперт» №39 (439) 18 октября 2004
Российская анимация, на многие годы загнанная в глубокое подполье, в конце октября собирается вновь напомнить о своем существовании миру - или, по крайней мере, отечественной публике. 28 октября в широкий прокат выходят сразу несколько полнометражных мультфильмов российского производства

Собственно, первый отечественный полнометражный мультфильм - "Карлик Нос" Константина Бронзита - вышел еще год назад. Большого успеха он не имел - и вообще на фоне западной продукции выглядел несколько неуместно. Нынешний совместный удар по детской психике - в кинотеатрах одновременно появятся "Щелкунчик" (студия Argus International, режиссер Наталья Ильина), "Незнайка и Баррабас" (режиссеры Владимир Гатурин и Светлана Гроссу) и "Чуча-3" Гарри Бардина - напоминает хорошо спроектированную акцию. На самом деле, похоже, вырвалась наконец наружу тоска по тем, оставшимся в далеком прошлом, временам, когда Волк безмятежно гонялся за Зайцем, не подозревая о существовании зловредных Симпсонов, а капитан Врунгель рассекал морские просторы, оставаясь в полном неведении о Черном плаще и неразличимых с виду диснеевских цыплятах.

Действительно, лет двадцать назад мы воспринимали зарубежную анимацию со слегка снисходительной усмешкой. Всевозможные Том и Джерри, ясное дело, ни в какое сравнение не шли с изысканными шедеврами Хитрука, Бардина, Норштейна (чья "Сказка сказок" была официально признана лучшим анимационным фильмом всех времен и народов). Впрочем, соревнование шло не совсем честным образом - диснеевской или какой другой иностранной продукции советская публика видела крайне мало. Интересно, что, когда она все-таки прорывалась через железный занавес, успех был сокрушителен: демонстрировавшиеся в 80-е годы "Властелин времени" Рене Лалу, "Корабль-призрак" Хаяо Миядзаки, даже польское "Большое путешествие Болека и Лелека" были хитами проката. Однако советских режиссеров подобные факты не тревожили; они чувствовали себя вполне уверенно за широкой спиной "Союзмультфильма". Неудивительно, что, попав в иные, куда более жесткие времена, наступившие в конце 80-х - начале 90-х, они растерялись. Телеэкран заполнили всевозможные зарубежные сериалы - какая-то Макрон-база, которая постоянно телепортировалась, олигофреническая пчела Майя, бесконечные Чипы-Дейлы. Отечественные аниматоры, предоставленные сами себе, оставшиеся без государственного финансирования, оказались не в силах конкурировать с дешевой продукцией, сходившей с хорошо отлаженных американских, японских, южнокорейских конвейеров.

На десять с лишним лет российская анимация разлучилась со зрителем. Телевидение уверенно перешло на западный продукт, советскую мультипликационную классику демонстрировали разве что третьестепенные дециметровые каналы, не знающие, чем им заполнить дыры в эфирной сетке. "Союзмультфильм" неуклонно и последовательно разваливался. Мэтры, получавшие скромные дотации Госкино, молодежь, находившая деньги вообще неизвестно где, в лучшем случае демонстрировали свое творчество на многочисленных зарубежных и немногочисленных наших фестивалях. Норштейн окончательно увяз в своей "Шинели", периодически демонстрируя немногочисленным синефилам очередные, совершенно гениальные, фрагменты из жизни мультипликационного Акакия Акакиевича, которые никак не желали складываться в цельный продукт. Поя