Индустрия временного пользования

Спецвыпуск
«Эксперт» №39 (439) 18 октября 2004
Московский рынок аренды строительной техники находится в зачаточном состоянии, однако имеет неплохие перспективы роста
Индустрия временного пользования

Цены на жилье в Москве в течение последних трех лет непрерывно росли. Строители неизменно объясняли эту тенденцию увеличением себестоимости строительства, признавая, что подорожание кирпичей, цемента и строительной техники они закладывают в стоимость квадратного метра, компенсируя тем самым свои издержки. Однако теперь, когда цены на жилье стабилизировались, девелоперам, видимо, придется отказаться от этой уловки и задуматься о способах повышения эффективности бизнеса.

Несколько лет назад с похожей проблемой столкнулись и западные строительные компании. Стагнация на рынках строительства в ряде европейских стран заставила ключевых игроков рынка пересмотреть некоторые принципы организации строительного процесса. В частности, многие концерны отказались от приобретения дорогостоящей строительной техники и стали брать ее в аренду. Это позволило им существенно снизить издержки и стать более гибкими. Компании получили доступ к современной технике, а также возможность строить "с колес", возвращая взятое в аренду оборудование, как только в нем отпадает необходимость. Кроме того, строители переложили на плечи арендных компаний сервисное обслуживание машин

Спрос на арендные услуги оказался настолько высоким, что до сих пор темпы роста рынка аренды в несколько раз превышают темпы роста европейского строительного бизнеса. Так, по данным журнала European Rental News (ERN), совокупный доход пятидесяти крупнейших европейских компаний, сдающих строительное оборудование в аренду, в прошлом году составил 6,2 млрд евро. Годовой рост превысил 15% и сопровождался процессом консолидации ведущих игроков, а также увеличением доли рынка крупнейших компаний (например, объединились шведский концерн Altima и финский Ramirent). Кроме того, как отмечается в отчете ERN, на европейском арендном рынке усилилось присутствие производителей оборудования. Например, оборот сети "арендных магазинов" крупнейшего производителя тяжелой строительной техники, корпорации Caterpillar, в прошлом году вырос на 15% и составил почти 1 млрд евро. Не менее активно развивались и небольшие арендные компании, в основном отпочковавшиеся от дилеров оборудования.

Мизерный, но перспективный

"Аренда строительной техники позволяет увеличить материальную базу предприятия без капитальных вложений, нарастить производственные мощности в пиковый период, высвободить капитал, исключить затраты, связанные с ремонтом оборудования", - говорит генеральный директор компании "МС Консалтинг" Сергей Николаев. Именно этим он объясняет повышенный интерес западных строительных компаний к этому виду услуг. Что касается российского рынка аренды строительной техники, то он, по словам г-на Николаева, невелик. Арендный сектор наиболее развит в Москве и Петербурге, но его объем едва ли превышает 150-200 млн долларов.

На отечественном рынке аренды действуют две группы предприятий. Во-первых, это управления механизации (УМ) - структуры, которые, как правило, находятся в составе крупных строительных трестов. В основном они нацелены

Компания "Промингрупп" заканчивает строительство элитного жилого комплекса "Диамант", расположенного в центральной части Москвы по адресу: Октябрьский пер., 5. Комплекс можно считать уникальным. Сложившаяся инфраструктура и удобные транспортные развязки являются ключевыми преимуществами этого района. Комплекс "Диамант" располагается рядом с зеленым оазисом центра Москвы - Екатерининским парком.

Комплекс "Диамант" выполнен по индивидуальному проекту и включает в себя:

  • подземную и надземную автостоянку на 80 машиномест;
  • физкультурно-оздоровительный комплекс;
  • помещения сервисного назначения на первых двух этажах;
  • жилые помещения (66 квартир с пентхаусами на верхних этажах);
  • гостевую парковку.

Территория комплекса огорожена и предусматривает площадку для отдыха детей и взрослых.

Площадь квартир - от 70 до 310 кв. м.

Высота потолков - 3,3 м.

Дом оборудован двумя бесшумными скоростными грузопассажирскими лифтами фирмы Schindler, один из которых спускается в подземную автостоянку.

Все входы и въезды автотранспорта контролируются автоматической сигнализацией и системами видеонаблюдения.

Дом оснащен самыми современными инженерными системами.

При строительстве жилого комплекса используются экологически чистые и натуральные материалы.

Работая в рамках программы реконструкции ветхого жилого фонда Москвы, инвестиционно-строительная компания "Квартал" объявила о начале разработки второго этапа застройки кварталов 32-33 муниципального округа "Проспект Вернадского". Второй этап реконструкции рассчитан на четыре года. Строительство планируется начать в 2006 году.

Приоритетным направлением второго этапа станет проектирование домов низкой этажности (не более семи этажей), относящихся к категории дорогой элитной недвижимости. Дома будут располагаться внутри кварталов вдоль Ленинского проспекта. Своего рода ноу-хау проекта можно назвать огромное подземное пространство, отведенное под автостоянки, которые будут под каждым домом. Паркинг будет строиться из расчета два машиноместа на одну квартиру, а также включать в себя дополнительные машиноместа для жильцов высотных домов класса "люкс", возводимых ОАО "Квартал" вдоль Ленинского проспекта. При этом все дома будут соединены с автостоянкой подземными переходами, что значительно упростит перемещение от квартиры к машине и обратно.

Проект второго этапа реконструкции предполагает также строительство таунхаусов - домов низкой этажности для представителей среднего класса - вдоль прудов внутри кварталов. Продолжится и программа строительства на территории кварталов муниципального жилья для переселения жителей сносимых пятиэтажных домов.

К 2010 году - моменту окончания реконструкции - кварталы 32-33 станут современным благоустроенным жилым микрорайоном с комплексом монолитно-кирпичных домов высокой, переменной и низкой этажности, а также реконструированными объектами социального значения. На месте снесенных пятиэтажных домов серий К-7 и П-32 (всего 41 дом) будет построено 30 новых жилых зданий общей площадью квартир около 550 тыс. кв. м, из которых почти 167 тыс. кв. м будет отдано для переселения жителей пятиэтажек. Таким образом, кварталы приобретут композиционно законченный архитектурный облик и одновременно завершится процесс формирования единой, комфортной, неантагонистической социальной среды - территории совместного проживания людей обеспеченных и состоятельных, представителей среднего класса и граждан с невысоким уровнем дохода.

Финансовая группа "Новый мир" начала продажи квартир в своем новом доме на северо-западе Москвы. Дом бизнес-класса "Звезда Фабрициуса" расположен в пяти минутах ходьбы от метро "Сходненская" по адресу: ул. Фабрициуса, 22. Квартиры свободной планировки площадью от 40 до 145 кв. м. Близость к Москве-реке, хорошая экология и инфраструктура района, разумные планировки и подземный паркинг - все эти факторы в сочетании с доступной ценой на старте строительства делают объект крайне привлекательным. Стоимость квадратного метра на данный момент - от 1220 долларов.

Сдача госкомиссии - I квартал 2006 года.