Атака с воздуха

Русский бизнес
«Эксперт» №43 (443) 15 ноября 2004
Российских авиаперевозчиков теснят зарубежные конкуренты. Они могут предложить массовому клиенту более низкие цены, а пассажиру бизнес-класса - привлекательный сервис

Сразу три европейских авиаперевозчика - AirBerlin, Niki и Germanwings - заявили, что с 1 января они начнут полеты в нашу страну по беспрецедентно низким ценам. Билет на рейс из Москвы и Санкт-Петербурга, например, в Штутгарт или Дюссельдорф (в оба конца) будет стоить не дороже 140 евро. А перелет из российской столицы в Вену и обратно обойдется и вовсе в 110-120 евро. Это ровно вдвое дешевле, чем билеты "Аэрофлота" и "Сибири" даже в рамках специальных рекламных акций.

Установленные европейцами тарифы на российском направлении повергли в шок руководителей отечественных авиакомпаний и российские авиационные власти. По словам гендиректора "Аэрофлота" Валерия Окулова, выход на наш рынок новых авиакомпаний из Европы неизбежно приведет к резкому обострению конкурентной борьбы и, как следствие, к новому переделу рынка. Заместитель начальника отдела Ространснадзора Наталья Кириллова считает, что часть российских авиакомпаний может разориться, выжившим же будет нанесен серьезный материальный ущерб. А директор Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ) Николай Шипиль вообще заявил, что пускать на наш рынок низкозатратные авиакомпании из Европы ни в коем случае нельзя. И только группе "Ист Лайн", управляющей аэропортом Домодедово, планы европейцев пришлись по душе. Заместитель председателя совета директоров "Ист Лайна" Сергей Горбунов сообщил журналистам, что в ближайшее время его компания начнет строительство в Домодедово отдельного терминала, который будет обслуживать рейсы низкозатратных авиакомпаний. Чего же так боятся наши авиационные власти? Неужели всего три западных авиаперевозчика (заметим: не из первого десятка) способны поставить на колени элиту гражданской авиации нашей страны?

За пригоршню евро

На самом деле опасения чиновников отнюдь не напрасны. Появившиеся в середине 90-х, одновременно в Европе и США, низкозатратные авиакомпании (low-cost airlines) произвели настоящую революцию в мировой авиаиндустрии. Благодаря политике "открытого неба" в рамках Евросоюза местные авиаперевозчики получили возможность выполнять неограниченное количество рейсов между любыми аэропортами стран - членов ЕС (примерно такие же правила действуют в США). А маркетинговые нововведения и борьба за снижение издержек породили принципиально новый класс авиаперевозчиков - "без излишеств". Пассажирам были предложены рейсы в самые отдаленные от центра города аэропорты в самое неудобное время вылета, причем без питания на борту, а часто и без стюардесс. На некоторых рейсах дисконтных авиакомпаний пассажирам приходится самим нести весь свой багаж в салон самолета и держать его буквально на руках. Кроме того, low-cost airlines не возвращают деньги в случае отказа от полета и не меняют билеты, если пассажир захочет перенести дату вылета. При этом все дисконтные авиакомпании используют, как правило, только один тип магистральных лайнеров (в основном Airbus A-321 или Boeing-737). Унификация парка удешевляет техобслуживание и облегчает ремонт, для проведения которого требу