Атака с воздуха

Российских авиаперевозчиков теснят зарубежные конкуренты. Они могут предложить массовому клиенту более низкие цены, а пассажиру бизнес-класса - привлекательный сервис

Сразу три европейских авиаперевозчика - AirBerlin, Niki и Germanwings - заявили, что с 1 января они начнут полеты в нашу страну по беспрецедентно низким ценам. Билет на рейс из Москвы и Санкт-Петербурга, например, в Штутгарт или Дюссельдорф (в оба конца) будет стоить не дороже 140 евро. А перелет из российской столицы в Вену и обратно обойдется и вовсе в 110-120 евро. Это ровно вдвое дешевле, чем билеты "Аэрофлота" и "Сибири" даже в рамках специальных рекламных акций.

Установленные европейцами тарифы на российском направлении повергли в шок руководителей отечественных авиакомпаний и российские авиационные власти. По словам гендиректора "Аэрофлота" Валерия Окулова, выход на наш рынок новых авиакомпаний из Европы неизбежно приведет к резкому обострению конкурентной борьбы и, как следствие, к новому переделу рынка. Заместитель начальника отдела Ространснадзора Наталья Кириллова считает, что часть российских авиакомпаний может разориться, выжившим же будет нанесен серьезный материальный ущерб. А директор Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ) Николай Шипиль вообще заявил, что пускать на наш рынок низкозатратные авиакомпании из Европы ни в коем случае нельзя. И только группе "Ист Лайн", управляющей аэропортом Домодедово, планы европейцев пришлись по душе. Заместитель председателя совета директоров "Ист Лайна" Сергей Горбунов сообщил журналистам, что в ближайшее время его компания начнет строительство в Домодедово отдельного терминала, который будет обслуживать рейсы низкозатратных авиакомпаний. Чего же так боятся наши авиационные власти? Неужели всего три западных авиаперевозчика (заметим: не из первого десятка) способны поставить на колени элиту гражданской авиации нашей страны?

За пригоршню евро

На самом деле опасения чиновников отнюдь не напрасны. Появившиеся в середине 90-х, одновременно в Европе и США, низкозатратные авиакомпании (low-cost airlines) произвели настоящую революцию в мировой авиаиндустрии. Благодаря политике "открытого неба" в рамках Евросоюза местные авиаперевозчики получили возможность выполнять неограниченное количество рейсов между любыми аэропортами стран - членов ЕС (примерно такие же правила действуют в США). А маркетинговые нововведения и борьба за снижение издержек породили принципиально новый класс авиаперевозчиков - "без излишеств". Пассажирам были предложены рейсы в самые отдаленные от центра города аэропорты в самое неудобное время вылета, причем без питания на борту, а часто и без стюардесс. На некоторых рейсах дисконтных авиакомпаний пассажирам приходится самим нести весь свой багаж в салон самолета и держать его буквально на руках. Кроме того, low-cost airlines не возвращают деньги в случае отказа от полета и не меняют билеты, если пассажир захочет перенести дату вылета. При этом все дисконтные авиакомпании используют, как правило, только один тип магистральных лайнеров (в основном Airbus A-321 или Boeing-737). Унификация парка удешевляет техобслуживание и облегчает ремонт, для проведения которого требу

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (443) 15 ноября 2004
    Ближний восток
    Содержание:
    Вместе с Арафатом

    Смерть многолетнего лидера палестинцев ставит крест на существовании Палестинской автономии в ее нынешнем виде

    Наука и технологии
    Реклама