Станьте лидерами

Спецвыпуск
«Эксперт» №43 (443) 15 ноября 2004
Российские компании в состоянии стать самыми дорогими в мировой стальной индустрии. Для этого им нужно лишь "поставить на баланс" сырьевые активы и путем скупки стальных заводов на Западе ликвидировать свою системную слабость - технологическое отставание

Почти аксиома, что российские сталелитейные компании сильно недооценены инвесторами. Однако это утверждение не кажется очевидным, если сравнить их с иностранными конкурентами. Наши компании не только не уступают по сравнительным показателям западникам, но и в ряде случаев превосходят их. Для подтверждения верности этого тезиса взглянем на таблицу 1, в которой приведены ключевые показатели деятельности крупнейших мировых стальных холдингов. По капитализации и продажам западные компании - безусловные лидеры. Однако по относительным показателям, таким как отношение капитализации к прибыли (P/E-ratio) или отношение капитализации к продажам (P/S-ratio), ситуация уже не столь однозначна.

Выбранные аналоговые коэффициенты (капитализация к выручке, капитализация к объемам производства) используются большинством участников фондового рынка для сравнительного анализа компаний из одной отрасли, но разных по размеру или с разной структурой активов. Так вот, по этим показателям российские стальные компании оказываются вполне себе оцененными. Так, например, у Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК), Магнитогорского металлургического комбината (ММК) и "Северстали" коэффициент капитализация/прибыль намного превышает аналогичный показатель мирового лидера металлургической промышленности - люксембургского холдинга Arcelor. Получается, что прибыльность российских компаний уже сполна оценена инвесторами. Чуть менее дооцененными выглядят наши компании по показателю капитализация/выручка. Однако и здесь нет оснований комплексовать: на графике 1 четко видно, что российские компании образуют сплоченную группу, опережающую западные сталелитейные холдинги "старого" поколения. Лучшая оценка инвесторами наших компаний понятна - российские заводы "заточены" на жесткую минимизацию расходов, в то время как европейские монстры, такие как Arcelor и Corus, - скорее на монополизацию рынков сбыта. Но больше других инвесторы любят "хайтек" стального рынка - корейскую POSCO, японскую Nippon Steell и американский Nucor. Но даже невзирая на это российские компании обладают всем необходимым для того, чтобы стать мировыми лидерами и по относительным показателям, и даже по абсолютным (по капитализации бизнеса). Добиться этого можно разными способами.

Об имиджевых мероприятиях

Есть, конечно, вполне традиционное направление. Раз российские компании по относительным показателям практически не уступают своим западным конкурентам, можно предположить, что для потенциальных инвесторов они не являются сильно привлекательными. Из чего следует, что у акций отечественных стальных компаний нет серьезного потенциала роста. Обычно рынок реагирует на подобные предположения откатом, то есть падением котировок. Привычный для инвесторов способ поддержки их внимания - повышение прозрачности бизнеса и уровня корпоративного управления.

Как убедить потребителя и инвестора, что ему стоит вкладываться в компанию? Отечественным металлургам здесь без изменения корпоративного имиджа не обойтись. Прежде все