"Эксперт" принадлежит сам себе

Повестка дня
«Эксперт» №43 (443) 15 ноября 2004
Коллектив ЗАО "Журнал Эксперт" выкупил 41,5% своих акций у ЗАО "Издательский дом Проф-Медиа", дочерней компании "Интерроса". Теперь 100% акций журнала принадлежит людям, которые сами делают этот журнал

Заметим, что событие это в определенном смысле беспрецедентное: в России впервые появилось издание национального масштаба, целиком принадлежащее его менеджерам и журналистам. Этот факт свидетельствует о том, что и в медиабизнесе наличие идеи и драйва, безусловно, позволяет делать успешный бизнес.

Впрочем, помимо перечисленного нужны еще хорошие партнеры. На пресс-конференции, посвященной сделке с "Проф-Медиа", генеральный директор "Эксперта" Александр Привалов особо отметил, что редакция и менеджмент "Эксперта" чрезвычайно благодарны главе холдинга "Интеррос" Владимиру Потанину, который девять лет назад дал деньги на создание журнала группе безработных, полагаясь только на их имена.

Похоже, что деньги Онэксимбанка удалось потратить с толком. За последние шесть лет (после дефолта) тираж журнала вырос более чем вдвое - с 30-35 тыс. до 82-86 тыс. экземпляров. Сегодня "Эксперт" претендует на лидерство среди всех еженедельников его класса, догнав, а в некоторых выпусках и перегнав своего главного конкурента по тиражу - журнал "Деньги". В финансовом отношении "Эксперту" всегда удавалось оставаться независимым. По словам генерального директора "Проф-Медиа" Рафаэля Акопова, "журнал всегда жил на свои и исправно платил дивиденды".

Сама сделка с "Проф-Медиа" не стала для рынка неожиданностью. Уже как минимум год известно, что "Эксперт" и "Проф-Медиа" обсуждают варианты "развода": либо коллектив продает свои акции издательскому холдингу, либо холдинг - коллективу. Необходимость такого шага была очевидна обоим контрагентам, так как у партнеров было разное видение развития бизнеса "Эксперта". "Проф-Медиа", который развивается как издательский холдинг, видел в "Эксперте" именно медиаактив. И, как заметил на пресс-конференции Рафаэль Акопов, "'Проф-Медиа', безусловно, хотел бы иметь в своей структуре такой журнал". В то же время сам "Эксперт" видел и видит будущее компании в развитии ее как информационной группы, которая наряду с издательской деятельностью будет все больше внимания уделять консалтингу и аналитике. Уже сегодня в группу помимо самого "Эксперта" и ряда дочерних изданий входят рейтинговое агентство, аналитический центр и маркетинговое агентство.

Развитие в сторону информационной группы выглядит вполне логичным, так как для качественного журнала нужна качественная аналитика, а в России, как известно, все надо делать самому. В перспективе для реализации своих амбициозных планов "Эксперт" не исключает возможности привлечения финансового или стратегического инвестора или проведения IPO.