Игра в квадратики

Русский бизнес
«Эксперт» №43 (443) 15 ноября 2004
Чтобы стать конкурентоспособной, российская компания должна уметь быстро меняться, иметь широкий ассортимент и контролировать эффективность каждого бизнес-процесса

Сегодня все говорят о конкурентоспособности - продукта, компаний, технологий, бизнеса. На фоне роста импорта, который отмечается практически во всех потребительских отраслях, тема конкурентоспособности наших компаний становится все острее и актуальнее. Что означает конкурентоспособность для российских компаний? Что они должны делать для того, чтобы стать конкурентоспособными?

В начале этого года в статье "Быстро скачем" (N1 от 12 января) мы писали о том, что путь, пройденный западными компаниями, российские производители преодолевают гораздо быстрее. У них нет времени на то, чтобы постепенно осваивать все этапы - от производства примитивного продукта до создания товаров, призванных удовлетворить эмоциональные потребности покупателей. Умение конкурировать с западным продуктом с самого начала стало главным условием выживания на рынке, нужно было сразу создавать гибкие технологии, позволяющие выживать в любых рыночных условиях. Пока отечественные компании значительно отстают от западных в управлении бизнес-процессами, в логистике, в сервисе, в дизайне и во многом другом. Однако за прошедшие годы наиболее успешные из них научились главному - гибко реагировать на изменения рынка и за счет этого достигать высокой конкурентоспособности.

Сегодня мы наблюдаем это, например, на рынке офисной мебели. Начиная с послекризисного времени на нем очень сильны отечественные брэнды - "Феликс", "Юнитекс", "Соло", "Крафт", "Фронда" и другие. Компании-лидеры за последние годы смогли создать эффективные технологии, позволяющие не бояться импорта, оперативно реагировать на его "наплывы" и быстро замещать своим продуктом.

Как же создается гибкое производство? Об этом мы решили рассказать на примере одного из лидеров российской мебельной отрасли - компании "Юнитекс", занимающейся производством и продажей офисной мебели. Коммерческий директор компании Алексей Вышкварко говорит, что свой бизнес они строят исходя из "образа будущего": через несколько лет компания должна стать частью мировой мебельной индустрии.

Конкурентоспособная компания, считают в "Юнитексе", - это компания, которая может очень быстро меняться. На Западе риски, сопровождающие любые изменения, не столь велики: там огромные рынки, компании, на них работающие, располагают большими ресурсами. У нас же масштаб компаний и рынков, того же рынка офисной мебели, намного меньше: например, немецкий или американский рынок больше раз в пятьдесят, соответственно, обороты и доходы лидеров там намного больше, чем у нас. Поэтому отечественным компаниям меняться гораздо труднее - цена ошибки на маленьком рынке намного выше, может не хватить ресурсов для последующего восстановления. По мнению Алексея Вышкварко, для российской компании важно не просто меняться, а меняться эффективно, контролируя каждое звено и каждый бизнес-процесс.

Два в одном

Именно поэтому большинство российских компаний столкнулось с необходимостью контролировать многие звенья технологической цепочки. Так, на мебельном рынке стали лидерами те компании,

СПРАВКА

Емкость российского рынка офисной мебели оценивается в 300-400 млн долларов. По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, доля импортной офисной мебели в 2003 году составила 46-48%. По отдельным товарным группам (например, кабинеты руководителя) доля импорта достигает 80%.