Семья мешает бизнесу

Экономика и финансы
«Эксперт» №44 (444) 22 ноября 2004

Характерная для итальянских компаний семейственность, которая традиционно давала им конкурентное преимущество, тормозит развитие бизнеса. Об этом говорят результаты исследования консалтинговой компании Pambianco strategie d'impresa, в котором участвовало 461 предприятие Италии - из тех, что работают в сфере моды и производят предметы роскоши.

Как малые, так и крупные итальянские компании передаются по наследству из поколения в поколение: это позволяет готовить менеджеров с детства, оберегая и поддерживая традиции предприятий, что особенно важно в сфере моды. В то же время старшие члены семьи не спешат отойти от дел и уступить место молодым. Так, 33% исследованных предприятий возглавляют менеджеры в возрасте от 60 до 70 лет, 30% - управленцы от 50 до 60 лет. И лишь в 4% компаний во главе стоят те, кому меньше сорока. Семье отдаются основные управленческие должности: например, председатели правления на 81% являются "семейными". Менеджеров со стороны итальянцы предпочитают не приглашать либо ограничивают их полномочия и заставляют согласовывать решения с членами семьи.

Такая закрытая "патриархальная" структура компаний ограничивает возможность внутреннего обсуждения и критики их деятельности. Это, в свою очередь, отражается на уровне капитализации, который у подавляющего числа исследованных предприятий весьма низок. Для сравнения: во Франции лишь 1% предприятий сопоставимого уровня имеет такую же низкую капитализацию, как итальянские компании.