Золотое правило вмешательства

Государство не должно полностью уходить из инвестиционного процесса. Точечные государственные инвестиции в инфраструктурные и социально ориентированные проекты должны осуществлять государственные корпорации

Россия испытывает острый и затяжной инвестиционный кризис - он может обернуться крахом, если цена нефти упадет ниже 20 долларов за баррель. По оценкам председателя совета Союза нефтегазопромышленников России Юрия Шафраника, в одной только нефтяной промышленности в разработку новых проектов должно вкладываться как минимум 35 млрд долларов в год, а по факту вкладывается лишь 8 млрд. Что же говорить об энергетике, транспорте, жилищно-коммунальном хозяйстве и прочей инфраструктуре, где валютной выручки "кот наплакал". Фонды промышленности изношены до предела. По данным Госкомстата России, степень износа на конец 2003 года составила 53,8%.

Составная часть кризиса инвестиций - кризис государственных инвестиций. За 1993-2003 годы доля государства в инвестициях в основной капитал снизилась с 50,8 до 19,8%. В определенной степени эта тенденция закономерна. Ведь Россия переходит от плановой экономики к рыночной. Но государство, уходя из инвестиционного процесса, по нашему мнению, перешагнуло ту черту, за которой и в рыночной экономике возникает дефицит государственных инвестиций, тормозящий оказание услуг обществу, рост производительности труда и эффективности бизнеса, что негативно влияет на другие аспекты общественной жизни. Принимая форму отложенных или отклоненных проектов, этот дефицит вызывает, в частности, перегрузку инфраструктуры, а значит, и ускоренную ее деградацию. Государство, отказываясь выполнить свою часть работы по поддержанию инфраструктуры в рабочем состоянии, перекладывает на будущие поколения тяжкое фискальное бремя. В этом истоки нашей апологии точечных социально ориентированных государственных инвестиций.

Другой вопрос, кто должен превращать сбережения в такие инвестиции. Мы за то, чтобы этим занимались в первую очередь не государственные ведомства, а государственные корпорации (ГК). Если существует "невидимая рука" рынка, подчиняющая нашу жизнь рыночной стихии, то ГК - это "видимая рука" государства, умеряющая рыночную стихию в отдельных отраслях экономики.

Принцип Рузвельта

Чтобы читатель мог лучше понять наш план, сошлемся на президента США Франклина Делано Рузвельта. Творец Нового курса и инициатор создания крупнейших ГК утверждал, что, как общее правило, развитие экономики есть функция частной инициативы и частного капитала, но из этого правила бывают жизненно важные исключения - они-то и требуют создания предприятий, принадлежащих обществу и управляемых правительством, то есть государственных корпораций. Миссия ГК - оказывать обществу отдельные услуги на таких условиях, на каких они не могут быть получены от частных предприятий.

ГК в значительной мере разрешают противоречие между потребностью общества в государственных инвестициях и неспособностью государства быть эффективным инвестором. Так, в соответствии с "золотым правилом" государственных финансов текущие расходы должны финансироваться налогами, а капитальные - займами. В России вместо "золотого правила" используется принцип совокупного покрытия, означающий, что заемные средств

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (450) 24 января 2005
    Монетизация льгот
    Содержание:
    Фальстарт

    "Льготная" реформа оказалась из рук вон плохо продуманной и подготовленной. Мало-мальски эффективные механизмы замены льгот денежными компенсациями центру и региональным властям приходится отрабатывать в авральном режиме

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама