Учить по-русски

Общество
«Эксперт» №9 (456) 7 марта 2005
Педагогическая концепция, основанная на отечественной философии и реализованная в небольшом негосударственном вузе, дает поразительные результаты. Заметят ли этот опыт люди, занимающиеся реформой российского образования?

Когда президенту Тольяттинской академии управления (ТАУ) Игорю Богданову звонят директора банков, руководители корпораций или производственных компаний и говорят, что хотели бы пригласить к себе на работу несколько выпускников ТАУ, ему приходится отказывать: весь пятый курс и весь четвертый уже заняты, может, с третьекурсниками встретитесь? Встречаются, а потом говорят: давайте еще!

"Коллектив нашего банка - триста человек, - рассказывает Анатолий Волошин, председатель правления ФиаБанка, - из них половину составляют выпускники ТАУ. Банк быстро растет, а наша кадровая политика - выбирать лучших. Поэтому мы планируем за несколько лет скомплектовать коллектив полностью из выпускников академии. У этих ребят активная жизненная позиция и четко поставлены цели. Они креативны и свободны в коммуникации. И очень быстро двигаются: еще обучаясь на четвертом и пятом курсах, они уже работают у нас ведущими специалистами или руководителями отделов и служб".

Студенты ТАУ действительно идут нарасхват. И прямо скажем, это редкостное явление в российской системе высшего образования, когда за выпускников небольшого (в ТАУ одновременно учится всего 800 студентов), молодого (идет всего 8-й выпуск) и провинциального вуза (Тольятти даже не областной центр) начинают конкурировать работодатели, и не только этого города: выпускники ТАУ работают сейчас в Самаре, Белгороде, Москве, а еще в Америке, Канаде, Чехии, Германии, Израиле. Мы задались вопросом: что же такое особенное представляет собой Тольяттинская академия? Как оказалось, особенное там все. ТАУ - это просто новый тип вуза.

Иная схема

Первое отличие - педагогическая база.

- Существует три подхода к образованию, - рассказывает Александр Зинченко, проректор ТАУ по проектно-аналитической работе. - Самый древний и надежный - ремесленный. Это когда есть мастер, который что-то умеет делать, и его деятельность можно положить в качестве образца. А ученик, этот образец копируя, повторяя действия мастера, может чему-то научиться.

Но, поскольку образцов мало и часто они недоступны, люди придумали систему подготовки без мастеров. Есть специальные люди, которые знания систематизируют и пишут учебники. Преподаватель - не мастер делания, как в предыдущем случае, он специалист по трансляции знаний. В таком подходе работает девяносто девять процентов вузов: приходит профессор к студентам и начитывает лекции, транслируя знания из учебника, собственного (в лучшем случае) или написанного кем-то другим. А студент должен прослушать, запомнить и предъявить эти знания на экзамене.

Этот подход сложился несколько столетий назад. Но мир коренным образом изменился, знания давно уже стали общедоступны. К тому же когда человек что-то делает, он не пользуется только одной системой знания, ему приходится "притягивать" к делу что-то из психологических знаний, что-то из экономических, математических и так далее, поэтому осваивать какую-то определенную систему знания просто неэффективно.

Размышления над этими проблемами привели к разработке третьег

ИллюстрацияИгорь Богданов, президент ТАУ: "Главной сферой, способной задать новое направление общественного развития, является сфера образования и подготовки"

ИллюстрацияАндрей Волков, ректор ТАУ в 1998-2002 гг., сейчас проректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ: "Единицей оперирования современного вуза должно стать индивидуальное движение каждого студента"

ИллюстрацияАлександр Зинченко, проректор ТАУ по проектно-аналитической работе: "Подготовка это обучение 'деланию'. В ходе подготовки человек превращает себя в инструмент, неважно, кто он - водитель или сценарист. Образование же предполагает наличие особого самосознания, социального и культурного самоопределения. Именно эти вещи регулируют все, что люди берутся сделать и к чему готовятся"