Эхо предновогодней гонки

Русский бизнес
«Эксперт» №12 (459) 28 марта 2005

Крупнейший оператор сотовой связи России и Украины - "Мобильные телесистемы" (МТС) - обнародовал неутешительные результаты четвертого квартала 2004 года. По сравнению с третьим кварталом упали все финансовые показатели: выручка снизилась на 1%, до 1,1 млрд долларов, чистая прибыль - на 38%, до 209 млн, рентабельность (маржа EBITDA) упала с 58 до 46,1%. На 20% сократился средний доход с абонента в месяц (ARPU) - до 11,2 долларов в России и до 12,4 долларов на Украине, средняя цена эфирной минуты установленного соединения упала на 18% - с 8,3 до 6,8 цента. Выросло лишь число абонентов - на рекордные 7,5 млн человек. Всего на конец 2004 года МТС обслуживала 34 млн человек (из них в России - 26 млн).

Таков итог агрессивной маркетинговой политики компании. В конце года МТС потратила на рекламу и маркетинг 60,2 млн долларов, что в полтора раза больше, чем в третьем квартале. Чтобы сыграть на предновогоднем буме, МТС увеличивала дилерскую комиссию, дарила покупателям дополнительные SIM-карты, брала плату лишь за первую минуту разговора, дарила 2005 секунд. МТС выступила в нехарактерной для себя роли - раньше "раскачкой" рынка был славен "Вымпелком". Вероятно, сказалось обновление команды топ-менеджеров компании, происшедшее в 2003-2004 годах.

Впрочем, финансовое положение МТС стабильно. Выручка за год составила 3,886 млрд долларов (рост на 53%), чистая прибыль - 1,022 млрд (рост почти вдвое). Правда, снижение финансовых результатов в четвертом квартале могло не понравиться акционерам. Чтобы подсластить пилюлю, МТС выплатила рекордные дивиденды - 341 млн долларов, или по 0,9 доллара на одну ADS.