Красноярский юнайтед

Спецвыпуск
«Эксперт» №13 (460) 4 апреля 2005
Власти Красноярского края предложили федеральному центру сделку: край берет на буксир дотационные Таймыр и Эвенкию в обмен на сохранение на переходный период трансфертов, а также административную и финансовую поддержку "прорывных" инвестиционных проектов
Красноярский юнайтед

В крае надеются, что эти проекты позволят объединенному региону стать локомотивом экономического развития общероссийского масштаба. Впрочем, выбора у края, по сути, уже и нет: брать на себя ответственность за будущее Таймыра и Эвенкии Красноярску придется независимо от успеха "новой индустриализации" края, к которой призывает губернатор Александр Хлопонин.

Реструктуризация по-сибирски

Сам губернатор настаивает, что к управлению краем он подходит как к бизнес-проекту. По сути, красноярская администрация призывает запустить на региональном пространстве процесс консолидации, во многом похожий на происходящее в экономике: сильные и перспективные игроки поглощают более слабые и мелкие компании (или регионы), неспособные развиваться самостоятельно. При этом, как и в бизнесе, поглощение вовсе не обязательно должно быть враждебным и далеко не всегда говорит о некомпетентности или слабости поглощаемого руководства: просто за счет объединения можно создать дополнительные возможности для роста. В данном случае объединение особенно уместно. "У Красноярского края выше политический, экономический, социальный потенциал, не в обиду будет сказано округам. Но у округов - огромный ресурсный потенциал. И сегодня будет большой ошибкой его не использовать", - говорит Василий Нечаев, депутат Законодательного собрания Красноярского края.

Формально основная задача референдума об объединении, который пройдет во всех трех субъектах 17 апреля 2005 года, - ликвидация "матрешечной" структуры региона. Эта конституционная аномалия возникла в начале девяностых, когда "парад суверенитетов" докатился и до автономных округов в составе края, созданных в советское время как механизм обеспечения национально-культурной автономии. В результате оказалось, что один полноправный субъект федерации находится в составе другого. Так, жители Таймыра и Эвенкии участвуют в выборах губернатора Красноярского края, в то время как законодательная и бюджетная системы трех субъектов федерации формально изолированы. "Получается, что сейчас жители одного субъекта выбирают губернатора другого субъекта", - говорит губернатор Александр Хлопонин. Если в середине апреля избиратели трех субъектов проголосуют за предлагаемую конституционную реформу, уже в начале 2007 года у объединенного Красноярского края появятся единое законодательное собрание и общий губернатор.

Красноярские власти уверяют, что объединение позволит ликвидировать административные барьеры, а значит, и дублирование функций государственного управления, сократить тысячи федеральных и региональных чиновников, оптимизировать бюджетные расходы. "В Норильске есть прекрасная тысячекоечная больница. Но в ней сегодня не могут проходить лечение жители Таймыра, это запрещено Бюджетным кодексом. Когда население Таймыра в 42 тысячи человек можно будет обеспечить лечением в больницах Норильска, мы уйдем от огромного аппарата и затрат по содержанию на Крайнем Севере этих учреждений", - говорит председатель комиссии по бюджету Законодательного собрания края В

Виктор Коновалов, заместитель директора Центра экономического анализа ИА "Интерфакс":

- Слияние трех субъектов федерации в один, по-видимому, пройдет достаточно быстро и относительно безболезненно в силу очень низкой численности населения автономных округов и их высокой зависимости от решений, принимаемых на уровне краевой администрации. В случае если на территории края начнется реализация сразу нескольких крупных инвестпроектов, краевая администрация может столкнуться с необходимостью финансирования ускоренного развития социальной и транспортной инфраструктуры, а также с необходимостью предоставления налоговых льгот предприятиям, реализующим эти проекты. Федеральный же бюджет вряд ли пойдет на предоставление краю дополнительных субвенций на эти цели.

Ростислав Туровский, руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий:

- Объективно существует проблема, связанная со статусом "матрешечных" регионов, есть также политическая воля Кремля и красноярских властей. Однако многие вопросы пока не проработаны: например, непонятно, как будет защищена национально-культурная автономия малых народов Севера. В Перми референдум уже состоялся, объединение провели, а никакой ясности по национально-культурной автономии до сих пор нет. Определенный риск связан и с тем, что усиленная пиар-обработка населения накануне референдума может вызвать завышенные ожидания, реализовать которые едва ли удастся даже при самом благоприятном сценарии экономического развития.