Самолеты прилетят с Запада

Русский бизнес
«Эксперт» №14 (461) 11 апреля 2005

В ближайшие 20 лет российским авиакомпаниям потребуется не менее 620 магистральных (вместимостью сто и более кресел) самолетов общей стоимостью 46 млрд долларов. Такой прогноз на прошлой неделе сделал вице-президент по продажам Airbus Крис Бакли. По его словам, новые самолеты понадобятся как для замены существующего парка, так и для увеличения объема перевозок, который будет расти примерно на 6% в год. С прогнозом европейских авиастроителей согласны и американцы. По словам старшего вице-президента Boeing Тоби Брайта, росту продаж западной авиатехники на российском рынке будет способствовать вступление России в ВТО и, как следствие, снижение импортных пошлин на самолеты.

Прогнозы западных авиастроителей выглядят реалистичными. Сейчас в нашей стране эксплуатируется всего около ста лайнеров иностранного производства, чего для удовлетворения растущего спроса на международные авиаперевозки явно недостаточно. На отечественных же авиалайнерах с вступлением в будущем году новых экологических норм летать в страны ЕС, США, Канаду, Японию и другие станет невозможно. Поэтому неудивительно, что процесс замены отечественных самолетов на импортные уже идет полным ходом. Так, на днях авиакомпания "Трансаэро" заключила соглашение о пятилетнем лизинге четырех Boeing 747, принадлежавших британскому перевозчику Virgin Atlantic. Эти самолеты встанут на линии уже в июне и будут крупнейшими пассажирскими судами в гражданской авиации России. А компания "Пулково" 4 апреля договорилась с американской лизинговой компанией Jetscape о приобретении в операционный лизинг на пять лет трех лайнеров Boeing 737. Для петербургского авиапредприятия это уже вторая такая сделка в этом году - в январе был подписан договор на тот же срок с крупнейшей американской лизинговой фирмой ILFC о поставке двух таких же судов. Менеджеров "Пулково" не остановили ни высокие таможенные пошлины, ни возражения Сергея Михальченко - главы транспортной госкомпании "Россия", с которой питерскую государственную авиакомпанию планируют объединить. Не отстает от своих конкурентов и "Сибирь": с начала апреля она поставила на рейсы Москва-Новосибирск Airbus 310, взятый на три года в лизинг у компании GECAS. Это третий Аirbus 310 в эксплуатации у новосибирской авиакомпании - два уже используются по аналогичному договору с фирмой Airbus Leasing II. Соперник "Сибири" - красноярский перевозчик KrasAir - планирует уже в этом году удвоить свой парк самолетов Boeing 767.