Измениться или умереть

СНГ строилось как региональный союз государственного типа, рассчитанный на централизованную экономику и трансграничные связи на макро-, а не на микроуровне. Если институты Содружества не начнут отталкиваться от интересов бизнеса стран-участниц, оно обречено на распад

Престиж СНГ неуклонно падает. В ходе последних избирательных кампаний - на Украине, в Абхазии, в Молдавии - вопросы, связанные с деятельностью Содружества, оставались на периферии общественного сознания и нигде не попали в повестку дня политических дебатов. Такие понятия, как единство и солидарность внутри СНГ, похоже, переходят в категорию чисто умозрительных. И дело здесь не только в меняющихся настроениях элит и спецэффектах новейших политтехнологий, но и в объективных экономических процессах.

После российского кризиса 1998 года казалось, что у СНГ открывается второе дыхание. То, что кризис быстро перекинулся на соседние страны, вызвав в них сильный спад производства и резкую девальвацию валют (все они за 1998 год подешевели по отношению к рублю в 3-5 раз, а белорусский рубль - почти в 10 раз), говорило о высокой степени взаимозависимости хозяйств бывших республик СССР. Это давало надежду на новый подъем интеграционного строительства в СНГ, тем более что к тому времени, как думалось, перераспределение товарных потоков в пользу третьих стран уже завершилось. Однако крупных сдвигов так и не произошло.

Начавшееся в 1999 году оживление хозяйственной конъюнктуры и последовавшее за ним стабильное улучшение важнейших макроэкономических показателей стран СНГ, наоборот, только усилило центробежные тенденции. Дальнейшее укрепление экономики и развитие рыночных механизмов в постсоветских государствах, как ни парадоксально, представляют собой реальную угрозу для Содружества, если оно и дальше будет сохраняться в нынешнем виде.

Чем лучше, тем хуже

На протяжении последних десяти лет стоимостные показатели взаимной торговли членов СНГ если и росли, то очень умеренно. Так, в 2003 году их внутрирегиональный экспорт достиг 39 млрд долларов, тогда как в 1996-1997 годах он составлял 37 млрд долларов. Импорт в 2003 году равнялся 44 млрд долларов, что практически соответствовало показателю 1996 года. При этом поставки в третьи страны выросли с 1994-го по 2003 год в два с половиной раза, а закупки извне региона - почти в два раза. Как следствие, доля СНГ в общем внешнеторговом обороте его участников неуклонно снижалась: в экспорте она уменьшилась за десятилетие с 30 до 20%, а в импорте - с 70 до 37%. Причем эта тенденция характерна для всех стран, кроме Белоруссии. Например, в 1992 году 89% экспорта Армении направлялось в СНГ, а в 2003 году - только 19%. Для Казахстана эти показатели составили соответственно 60 и 23%, для Украины - 56 и 26%. В российском экспорте доля СНГ никогда не была высокой, и тем не менее она сократилась с 22% в 1992 году до 16% в 2004-м. В импорте средняя квота СНГ составляла в 2002-2004 годах 23% по сравнению с 28% в 1993-2001 годах.

Конечно, статистика внешней торговли учитывает далеко не все экономические связи. Например, хорошо известно, что в регионе существуют массовые миграционные потоки. В 1991-2000 годах в Россию из стран СНГ прибыло 6,9 млн человек, а чистый прирост населения равнялся 3,8 млн человек. Но с 2000 года общее число приезжих,

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (462) 18 апреля 2005
    Студенческие протесты
    Содержание:
    Халявы не будет

    Реформирование образования попало в зону активной политической борьбы и нешуточной битвы разных игроков за передел ресурсов. Произойдет ли откат реформы назад?

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама