Издержки индустриализма

Международный бизнес
Москва, 25.04.2005
«Эксперт» №16 (463)
Британским потребителям и производителям продуктов питания не нравится, что рынок розничной торговли захватывают гигантские сети супермаркетов

Британский рынок розничной торговли становится слишком консолидированным и унифицированным. На нем начинают доминировать несколько очень крупных игроков, и это все меньше нравится потребителям, небольшим производителям продуктов питания и аналитикам. Вот только две новости последнего месяца, подтверждающие эту тенденцию.

Первая новость "плохая" - в самом конце марта в отставку подал финансовый директор розничной торговой сети Morrisons Мартин Экройд. Покинуть пост ему пришлось из-за неожиданно плохих финансовых результатов Morrisons - североанглийской сети, которая в 2004 году за 5,2 млрд долларов приобрела южноанглийскую сеть Safeway. Причина - неудачный ребрендинг Safeway и изменение ассортимента товаров привели к массовому оттоку покупателей. В результате за последний год доля группы Morrisons/Safeway на рынке продовольственной розницы упала с 12,2 до 11,5%. Вторая новость "хорошая": крупнейшая розничная сеть Tesco объявила, что по итогам 2004 года она получила рекордную для сектора прибыль - 3,8 млрд долларов. А доля Tesco на рынке возросла до 23,8% - практически недосягаемый для конкурентов уровень.

Несмотря на то что новости очень разные: первая "о неправильной консолидации", вторая - "об успешном опыте", в действительности различие не столь велико, как может показаться. Лучшее тому свидетельство - "хорошая" новость о Tesco парадоксальным образом обеспокоила инвесторов и аналитиков, которым не нравится растущая централизация рынка. "Потребители начинают отрицательно воспринимать однообразие продуктов, которое предлагают им крупные супермаркеты. Поэтому они могут забыть о супермаркетах и гипермаркетах и отправиться за продуктами в другие, специализированные магазины", - сказал "Эксперту" профессор бизнес-школы Университета Ланкастера Иан Кларк.

Неудачная синергия

Отставка Мартина Экройда произошла после того, как Morrisons, ставшая благодаря покупке Safeway четвертой крупнейшей розничной продовольственной сетью Британии, объявила о снижении прибыли с 600 до 530 млн долларов. Плохие новости привели к десятипроцентному падению акций компании за один день. Инвесторы начали давить на руководство компании. Поэтому сэр Кен Моррисон, основавший сеть двадцать четыре года назад, решил пойти на уступки и сменить человека, стоявшего за сделкой с Safeway.

А ведь еще год назад Morrisons была на коне. Тогда, в марте 2004-го, компания победила в борьбе за сеть Safeway, выставленную на продажу еще в январе 2003 года прежними владельцами. Купить Safeway хотели все ключевые игроки рынка. Предложения поступили от сетей Tesco, Sainsbury`s, Asda и от миллиардера Филипа Грина, владеющего розничными сетями на рынках одежды и обуви. В конечном итоге победила относительно небольшая Morrisons - остальные были дисквалифицированы правительством из-за слишком большой доли рынка. Как заявила тогда министр торговли и промышленности Великобритании Патрисия Хьюитт, покупка Safeway какой-либо из трех крупнейших сетей супермаркетов "была бы против общественных интересов как н

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (463) 25 апреля 2005
    Инфляция и экономический рост
    Содержание:
    Не злое зло инфляции

    Инфляция сегодня не является первоочередной проблемой. Куда более опасна наметившаяся стагнация производства. Расшивка отраслевых ограничений выпуска, налоговое стимулирование инвестиций, грамотная таможенная политика - вот что надо для роста предложения. А вот ускоренное укрепление рубля и денежное сжатие только навредят делу

    Разное
    Спецвыпуск
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Книги
    На улице Правды
    Реклама