Цифровой апперкот музыкальной индустрии

Доходы звукозаписывающих компаний под угрозой. Исходит она не от эфемерных пиратов, а от респектабельных компьютерных и телекоммуникационных компаний. Чтобы переломить ситуацию, музыкальным лейблам необходимо научиться использовать новые технологии не хуже своих коллег-компьютерщиков

В сфере торговли музыкой через интернет начался настоящий бум. Летом прошлого года практически одновременно собственные музыкальные магазины в сети открыли Microsoft, Sony и Real Networks, а Yahoo приобрела компанию Musicmatch, специализирующуюся на онлайн-продаже музыки. Одновременно Microsoft, Real Networks и Yahoo заручились поддержкой ведущих производителей портативных плейеров. По схожему пути пошли и в Sony (японская корпорация производит плейеры, а совместное предприятие SonyEricsson - мобильные телефоны). Консорциум SonyEricsson в феврале этого года анонсировал специальные мобильные телефоны для проигрывания музыки под знаменитой торговой маркой Walkman, известной почти любому владельцу кассетных плейеров. Буквально пару недель назад шаг к онлайновой торговле музыкой сделал крупнейший в мире производитель мобильных телефонов - финская компания Nokia. Финский гигант выпустил специальный музыкальный мобильный телефон N91, который не только имеет 4 гигабайта памяти для хранения музыкальных файлов, но и настроен на скачивание музыки из интернет-магазина Loudeye. Nokia не исключает, что в будущем и сама займется торговлей музыкой. Наконец, вступить в борьбу за рынок цифровой музыки хотят даже американский телекоммуникационный оператор AT&T и знаменитая сеть кофеен Starbucks.

Идея нового бизнеса проста: клиентам предлагается комплексное решение - проигрывающее устройство с возможностью пополнения фонотеки через интернет. Уже сейчас ясно, что столь быстро возникшая новая модель продажи музыки может существенно изменить лицо этого рынка. По некоторым оценкам, уже через три года на продажи аудиофайлов через интернет будет приходиться до 25% всей выручки мировой музыкальной индустрии, превышающей сегодня 30 млрд долларов. В проигрыше могут оказаться традиционные звукозаписывающие компании - если не откажутся от своего негативного отношения к новым технологиям.

"Яблочный" пирог

Хотя индустрия музыкальных интернет-магазинов возникла относительно недавно, на этом рынке уже есть свой ветеран, в совершенстве освоивший новую бизнес-модель. Это компания Apple, первопроходец в сфере компьютерных и околокомпьютерных технологий. В 2001 году Apple представила iPod - портативный плейер с встроенным жестким диском, способным хранить несколько десятков и даже сотен часов музыки. Как любой современный продукт Apple, устройство отличалось уникальным дизайном и долгое время только о нем и говорили покупатели и пресса, а профессор бизнес-школы INSEAD Станислав Шекшня в одном из своих недавних выступлений назвал iPod главной инновацией последних пяти лет. В мае 2003 года Apple объявила об открытии собственного музыкального интернет-магазина iTunes. Его пользователям было предложено покупать музыку через интернет по цене 99 центов за одну композицию или около 10 долларов за альбом. В первую же неделю работы сайта пользователи купили миллион песен. А за первый год Apple удалось продать более 70 млн композиций, что вкупе с рекордными продажами iPod позволило Apple

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (464) 9 мая 2005
    Послание президента
    Содержание:
    Капитальный ремонт консерватизма

    Послание президента открыло предвыборную кампанию 2007-2008 годов. Неожиданно для всех Кремль сделал свой выбор в пользу либерального консерватизма. Сможет ли он убедить в правильности этого выбора "Единую Россию"?

    Экономика и финансы
    Политика
    Реклама