Новая эра в английском футболе

Международный бизнес
«Эксперт» №19 (466) 23 мая 2005
Эпоха выхода футбольных клубов на биржу завершена, конкуренция между английскими клубами обостряется - об этом свидетельствует покупка Manchester United американским бизнесменом
Новая эра в английском футболе

Американский миллиардер Малкольм Глейзер сумел-таки получить полный контроль над одним из самых знаменитых и самым финансово успешным футбольным клубом Европы - английским Manchester United (MU). На то, чтобы довести свой пакет акций до контрольного, ему понадобилось около двух лет. После того как в середине мая Глейзеру удалось убедить дуэт ирландских бизнесменов Джи Пи Макмануса и Джона Манье продать ему свою долю в клубе (28,76%), американец получил контрольный пакет (56,9%) и затем в считанные дни довел свою долю до 75,7% акций, выкупая их у миноритарных акционеров. Manchester United стал, по сути, частной компанией. Теперь аналитики ожидают, что Глейзер проведет делистинг компании - акции MU перестанут торговаться на бирже.

Покупка Manchester United, по-видимому, означает завершение эры выхода футбольных клубов на биржу. История английского футбола показала, что листинг и самостоятельность клубов оказывается эффективной мерой лишь на определенном этапе развития. В долгосрочной же перспективе футбольный бизнес слишком непредсказуем, чтобы гарантировать устойчивый интерес инвесторов и обеспечить стабильное финансирование даже самых успешных клубов.

Уход с биржи

Двадцатилетний флирт английских клубов с фондовыми биржами завершается. Начавшись еще в 1983 году с выхода на биржу Tottenham, он набрал силу в 90-х. К 2001 году на бирже котировались акции уже двадцати английских клубов. Но затем начался обратный процесс, и сегодня на бирже торгуются акции лишь девяти клубов (после вероятного ухода MU их останется восемь).

Конечно, уход с биржи характерен в последние годы не только для футбольных клубов. Уходят и другие компании - этому способствует макроэкономическая ситуация. "В последние пять лет наметилась общая тенденция делистинга небольших европейских компаний. Среди них есть и футбольные клубы. В восьмидесятых и девяностых листинг был очень популярен - фондовый рынок рос, открывались возможности быстро привлекать капитал через биржу, предлагать сотрудникам опционы и так далее. Но когда фондовый рынок перестал быстро расти, компании поняли, что поддержание листинга требует денег и времени. Многие решили выкупить акции и уйти с биржи - при падающих котировках и низких процентных ставках сделать это стало проще и дешевле", - сказала "Эксперту" директор по инвестициям Barclays Stockbrockers Хилари Кук.

Бизнес футбольных клубов очень волатильный. Их финансовые показатели обычно хуже, чем в среднем у компаний по всей экономике

Но у футбольных клубов есть и свои особые причины для делистинга, которые определяются спецификой их бизнеса. Прежде всего, футбол как бизнес плохо предсказуем. Представьте, клуб покупает звезду за несколько десятков миллионов долларов (скажем, Manchester купил игрока калибра Руни за 50 млн долларов - это 15% всех доходов клуба), а футболист даже не в игре, на обычной тренировке получает серьезную травму и не только пропускает целый сезон, но уже больше никогда не выходит на прежний уровень игры. В конце концов, звезда может ба