Ледовый поход питерских корабелов

Русский бизнес
«Эксперт» №21 (468) 6 июня 2005
Чтобы возродить производство ледоколов в России, владелец "Балтийского завода" - группа ИСТ приступила к созданию вертикально интегрированной компании и занялась судоходством

В конце мая на стапелях "Балтийского завода" в Санкт-Петербурге началось строительство ледокола "Москва" стоимостью 80 млн долларов. Это первый дизель-электрический ледокол, заложенный на российской верфи за последние тридцать лет. Несмотря на то что Россия эксплуатирует крупнейший в мире ледокольный флот, его строительством еще с 70-х годов занимались исключительно финские заводы. На судоверфях компании Kvaerner Masa-Yards в Хельсинки и Турку было построено в общей сложности более десяти различных судов ледокольного типа включая флагманы советского атомного флота "Таймыр" и "Вайгач". Поэтому когда в прошлом году российские власти объявили конкурс на строительство двух новых ледоколов, победа в нем финских кораблестроителей казалась почти решенным делом. Но вышло иначе. Тендер "Росморпорта" в жесточайшей конкуренции с Kvaerner Masa-Yards выиграл "Балтийский завод", входящий в группу ИСТ. По словам гендиректора "Росморпорта" Николая Негодова, "петербургские корабелы предложили оптимальный как по техническим характеристикам, так и по срокам реализации проект строительства судна". Как сообщил нам гендиректор "Балтзавода" Олег Шуляковский, ледокол "Москва" водоизмещением более 15 тыс. тонн будет спущен на воду в будущем мае и уже к концу следующего года приступит к работе. А второй корабль серии планируется ввести в строй к началу зимней навигации 2007/08 года. Новые ледоколы будут задействованы для проводки крупнотоннажных танкеров в Финском заливе, спасательных работ и борьбы с разливами нефти в море.

Ледовая пауза

Необходимость пополнения ледокольного флота стала очевидна еще два года назад, когда из-за рекордно низких температур несколько десятков кораблей не смогли попасть в порты Финского залива. В результате на путях Октябрьской железной дороги образовались многокилометровые очереди из грузовых составов. В этом году портовых и железнодорожных пробок удалось избежать только благодаря аренде у Дальневосточного морского пароходства мощного линейного ледокола "Адмирал Макаров", который взял на себя проводку танкеров в новый нефтяной терминал "Приморск". Однако к зимней навигации 2006/07 года он должен вернуться в Приморье. И если адекватной замены "Адмиралу Макарову" найти не удастся, проблемы двухлетней давности наверняка повторятся.

Похожая ситуация складывается и в Арктике. Флагманы советского арктического флота - атомоходы "Арктика" и "Сибирь" - построены еще в 70-х и уже выработали положенный тридцатилетний ресурс. Правда, сейчас их реакторы модернизируют, но это отсрочит утилизацию лишь на пять-семь лет. Как заявил советник Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Ушаков, если на воду в самое ближайшее время не будут спущены сразу несколько новых ледоколов, уже через три года в арктической навигации возникнет "ледовая пауза".

Дефицит ледоколов усугубляется из-за быстрого роста морских грузоперевозок. "Транснефть" активно расширяет нефтепорты Приморск и Высоцк, с тем чтобы в течение года увеличить до 60 млн тонн в год мощнос