Нарисуем - будем жить

Культура
Москва, 13.06.2005
«Эксперт» №22 (469)
Конкурс инновационного дизайна DIA выявил не только талантливых представителей, но и нерешенные проблемы современного российского дизайна

В третий раз в Москве прошел конкурс инновационного дизайна DIA (Design Innovation Award), цель которого - выявить таланты в областях, которые объединяет понятие "дизайн": архитектуре, ландшафтном проектировании, изобретении вещей, компьютерной графике и полиграфии. В этом году победители определились в трех номинациях: "Архитектура", "Промышленный дизайн" и "Графический дизайн". Настоящих откровений было немного. Больше было поводов задуматься об обстоятельствах, которые тому виной.

Звездный десант

Главное ноу-хау DIA - его собственная структура. Не каждый творческий конкурс у нас в стране может похвастаться таким числом звезд, задействованных в выборе победителей. Звезд, присутствие которых сделало бы честь любому дизайнерскому конкурсу, проходи он в Нью-Йорке, Лондоне или Сан-Паулу. Устроен DIA так. Каждая из номинаций имеет своих постоянных кураторов, в их роли выступают наши известные дизайнеры и архитекторы. Их главная задача - осуществить первичный отбор среди присланных на конкурс проектов. Из сотен изобретений они отбирают те, которые в состоянии претендовать, во-первых, на какой бы то ни было профессионализм, во-вторых, на новизну. Затем в Москве высаживается первый иностранный "звездный десант" - по звезде с мировым именем на каждую номинацию. Их задача - вместе с кураторами сформировать шорт-лист. Затем они уезжают, оставляя воспоминания о своих лекциях и комментариях, которые всякий раз наводят на мысль, что "отсюда" и "оттуда" вещи видятся совершенно по-разному. Проекты, которые радуют нас приближением к земным проблемам, иностранные эксперты критикуют за отсутствие подлинного радикализма, а изобретения, которые восхищают нас остроумием, они обидно оставляют вовсе без комментариев.

Наконец из шорт-листа кураторы выбирают финалистов. И тут высаживается второй иностранный десант, который называет победителей. В этом году в этом процессе были задействованы: очень модная американская архитектор Шулан Колатан, знаменитый дизайнер-часовщик Алан Зильберштайн и разработчик графического оформления продукции Rolling Stones и Aerosmith Стефан Загмайстер. Звездный статус членов жюри гарантирует по крайней мере две вещи. Во-первых, прославившись благодаря своим изобретениям, эти люди должны отличить подлинную инновацию от доморощенных поделок. Во-вторых, проживая в своих заоблачных высотах, они знать не знают ни нашей конъюнктуры, ни разных наших привходящих обстоятельств (которые в конце концов сгубили ежегодный конкурс Союза дизайнеров России, превратив его в настоящий междусобойчик), а значит, будут судить исключительно по гамбургскому счету. Другое дело, что этот счет не делает итоги конкурса бесспорными.

Шишкин лес

Начать с того, что каждый год искать инновацию в архитектуре - занятие сомнительное. Изобретения, которые свидетельствуют о некоем качественном скачке, случаются в архитектуре крайне редко. Да и что считать инновацией? В конце 1950-х годов архитектор Фредерик Кислер придумал "бесконечный дом" - здание, похожее на колонию пузырей

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (469) 13 июня 2005
    Эхо энергокризиса в Москве
    Содержание:
    Сеть спросит строго

    Сети и подстанции электроэнергетики страны нуждаются в скорейшем обновлении и расширении. Майская авария в Москве должна подтолкнуть качественную модернизацию энергоинфраструктуры

    Наука и технологии
    Наука и технологии
    Реклама