Капитализация человечности

Русский бизнес
Москва, 13.06.2005
«Эксперт» №22 (469)
Менеджер по персоналу должен уметь добиться у руководства компании, чего оно хочет от сотрудников, дабы потом добиться от сотрудников того, что нужно руководству. О секретах профессии рассказывает вице-президент начальник управления персонала Внешторгбанка Марина Олешек

Марину Олешек можно без преувеличения назвать основоположницей российского HR (Human Resources - управление персоналом, эйчар), и это не будет штампом. Олешек создала одну из первых HR-служб - в компании IBS, и за два года компания выросла в тридцать раз, с 20 до 600 сотрудников. Затем с ее помощью, тоже за два года, группа компаний East Line увеличила число сотрудников с 2500 до 7500 человек. После этого была реструктуризация "Вымпелкома". Говорят, что в созданный Олешек корпоративный университет работники "Вымпелкома" просились, угрожая уволиться, если их не возьмут. Следующей профессиональной задачей для нее стала перестройка "Ростелекома" с "естественного монополиста" на "коммерчески ориентированную" компанию, а это 37 тысяч человек по всей России. В 2003 году она сменила хайтек на пищевку - во вновь созданном молочном холдинге нужно было построить службу HR.

Сегодня Марина Олешек работает во Внешторгбанке, развивая систему управления персоналом в соответствии с усложняющимися задачами бизнеса. Смена стиля работы происходит, можно сказать, на глазах. В комнатах, занимаемых HR, переставляют мебель, прощаясь с типовыми казенными красотами образца "Служебного романа". В приемную руководителя то и дело заходят сотрудники с вопросами. "А раньше сюда только вызвать могли", - замечает Марина.

Пока мы беседуем, я пытаюсь на ее примере составить портрет менеджера по персоналу. Ничего не получается. Субстанцию, из которой сделан управляющий важнейшим ресурсом компании, на удивление сложно формализовать. В голову приходит разве что сравнение с каким-то материалом последнего поколения из научной фантастики - теплым, мягким и при этом абсолютно непробиваемым. Когда я говорю ей об этом, она соглашается и вспоминает, что кто-то из коллег назвал ее "белой и пушистой со стальным подшерстком".

По словам Марины, проведя за свою профессиональную жизнь около 15 тысяч интервью, она научилась видеть людей насквозь и может минут двадцать рассказывать о человеке, только что впервые вошедшем в ее кабинет. Подбирая себе новых членов команды, она просматривала десятки кандидатов на каждое место, руководствуясь интуицией и опытом. Мне их представили. Они разные и по предыдущему опыту, и по темпераменту, и по стилю, но определенно "вылеплены" из того же сверхпрочного материала.

Свой среди чужих, чужой среди своих

- Марина Дмитриевна, для чего же нужен в компании эйчар?

- Когда-то речь шла просто о работе по текущему сопровождению сотрудника. Я помню первую статью в "Эксперте" об управлении персоналом, напечатанную лет десять назад. Суть была в том, что мы должны помочь людям ассимилироваться в бизнесе и начать работать. Сегодня смысл существования HR - создание стратегии, инструментов, техник и процедур, которые заставят человека работать на результат, нужный компании.

Эйчар - это свой среди чужих, чужой среди своих, человек, который, с одной стороны, понимает персонал и заботится о нем, а с другой - отвечает за него как за одну из главных составляющих бизнеса. Чуть больше льгот

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (469) 13 июня 2005
    Эхо энергокризиса в Москве
    Содержание:
    Сеть спросит строго

    Сети и подстанции электроэнергетики страны нуждаются в скорейшем обновлении и расширении. Майская авария в Москве должна подтолкнуть качественную модернизацию энергоинфраструктуры

    Наука и технологии
    Наука и технологии
    Реклама