Сентиментальное путешествие во времени

Культура
Москва, 13.06.2005
«Эксперт» №22 (469)

"Мальчиков" на шестом Чеховском фестивале записали в молодежно-экспериментальную программу, хотя режиссер Сергей Женовач из молодежной категории не только давно вышел, но, кажется, вовсе в нее никогда не входил - как-то сразу шагнул в мэтры. А вот что касается эксперимента, тут попадание точнее не придумаешь: для режиссуры Женовача это слово основополагающее. Он никогда не берется за текст без того, чтобы не произвести над ним аккуратную хирургическую операцию, волшебно изменяющую и реанимирующую драматургическую ткань. Однако именно теперь Сергей Женовач взялся за эксперимент, совершенно для себя новый, - создал театральный коллектив из своего первого студенческого выпуска. Спектакль "Мальчики", собственно, и спровоцировал это нелегкое и пока еще не слишком обнадеживающее начинание.

В основу спектакля положена крохотная сюжетная линия "Братьев Карамазовых" - смерть Илюшечки Снегирева, мальчика, которого сначала жестоко травили, а потом всем сердцем полюбили школьные товарищи. Едва обретя первых зрителей, спектакль переместился из категории студенческого: в шквале зрительских восторгов и заслуженных похвал критиков было произнесено слово, которое определило все, что делалось и делается в 39-й аудитории ГИТИСа под руководством Сергея Женовача, - театр. И сразу стало ясно: хотя учебный год заканчивается, его мальчикам и девочкам никак нельзя расходиться и расставаться, потому что они уже - театр. Коммерчески безнадежно убыточный, тут не стоит строить никаких иллюзий, зато, что называется, настоящий, где душевные переживания зрителю гарантированы.

История "Мальчиков", сентиментальная до всех возможных пределов, - с детскими клятвами на могиле и торжеством христианской добродетели в финале - сыграна так точно, искренне и без грамма фальши, что юными студентами действительно стоит восхититься. Тут даже выделить кого-то невозможно. Так когда-то удивлялись студентам Станиславского - "все талантливы". Сергей Пирняк, играющий Илюшу Снегирева, в свои двадцать лет - настоящий девятилетний мальчишка, колкий и гордый. А его однокурсник Алексей Вертков в те же двадцать, напротив, истинный штабс-капитан и отец семейства, благородный, но характером слабый. А уж исполнение Сергеем Аброскиным совершенно этюдной роли собачки Перезвона - это просто маленький шедевр. Один вытянутый рукав коричневого свитера, явная сутулость, заплетающаяся нога - вот вам и чумазый уличный пес. Прекрасно прорисованы даже самые эпизодические роли, очень хороша, например, Татьяна Волкова, сыгравшая одну из дочек несчастного Снегирева, - типичная курсистка с расшатанными нервами и демонстративными уходами из неряшливого быта в высокую книжную поэзию.

Женовач не боится банальностей, душещипательных истерик и надрывных реплик, которыми полна Илюшечкина история. Его подход к экзальтированному, невыносимо велеречивому, полному учтивостей и давно забытого этикета тексту - единственно верный. Где-то он чуть иронизирует, где-то впадает в умиление, но в целом убеждает зрителей, что все эти обстоятел

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (469) 13 июня 2005
    Эхо энергокризиса в Москве
    Содержание:
    Сеть спросит строго

    Сети и подстанции электроэнергетики страны нуждаются в скорейшем обновлении и расширении. Майская авария в Москве должна подтолкнуть качественную модернизацию энергоинфраструктуры

    Наука и технологии
    Наука и технологии
    Реклама