Детский мир глазами сапожника

Русский бизнес
Москва, 13.06.2005
«Эксперт» №22 (469)
В России можно с успехом производить детскую обувь. Если использовать натуральное сырье, с помощью науки узнать все про детскую стопу и придумать сказочный бренд

Какую обувь возможно производить в России? На сегодняшний день российский обувной рынок с этим вопросом определился, ведь конкурировать с турецко-китайским импортом наши производители могут всего в нескольких рыночных нишах: в сегменте так называемой народной обуви - это дешевая и непритязательная на вид массовая обувь, в сегменте мужской обуви и детской. Именно в этих рыночных нишах наши обувщики могли бы занять 20-25% рынка. Собственно, в этих сегментах и действуют отечественные успешные компании: в сегменте мужской обуви - Ralf Ringer, кластер ростовских обувщиков, в "народной" обуви - компании "Вестфалика" и "Юничел", в детской - "Егорьевск-обувь", "Парижская коммуна", "Антилопа".

Традиционно детская обувь для производителя менее желанный продукт, чем взрослая: и объем рынка, и маржа - меньше, а возни с производством и продажей - больше. Поэтому предприятий, специализирующихся на выпуске детской обуви в России, - считанные единицы. Одно из них - Егорьевская обувная фабрика. Предприятие, надо сказать, вполне успешное: темпы роста производства здесь составляют 10-20%, и это при отрицательной динамике у всего российского производства.

Во времена плановой советской экономики на Егорьевской обувной фабрике ежегодно отшивалось 3 млн пар детской обуви. Сегодня - около миллиона. Схожие показатели сегодня разве что у "Антилопы", но у нее не вся обувь отшивается в России. У остальных - от 200 до 800 тыс. пар детской обуви в год.

Точных цифр всего российского производства детской обуви на сегодняшний день нет, экспертные оценки колеблются - от 5 до 7 млн пар в год. По тем же экспертным оценкам, детской обуви в стране потребляется около 62 млн пар в год - это меньше трети от общего объема обувного рынка.

Революционная ситуация

Егорьевская фабрика начала производить детскую обувь еще в тридцатые годы прошлого века. Производство стабильно загружалось госзаказом вплоть до развала Союза. С началом рыночных отношений объемы производства на фабрике резко стали снижаться. К 1998 году выпуск продукции упал до 400 тыс. пар в год; впрочем, этот период был тяжелым для всех российских обувщиков - российское производство обуви сократилось в десять раз, это была рекордно низкая оценка.

В разгар нестабильности, в 1994 году, егорьевцы выбрали директором Сергея Сорокина, сейчас он генеральный директор ОАО "Егорьевск-обувь" и совладелец фабрики. Трудился он на предприятии с 1989 года после окончания Института легкой промышленности, сначала мастером, потом начальником пошивочного цеха. "В 1994 году 60 процентов предприятий легкой промышленности поменяли свое руководство, - вспоминает Сергей Сорокин. - Очевидно, назрела революционная ситуация, когда отрасли понадобились новые управляющие, способные существовать в условиях рынка".

К 1996-1997 годах на рынке все сильнее стала ощущаться конкуренция со стороны импортной продукции, фабрике пришлось перестраивать свой ассортимент и, соответственно, технологии: ранее вся егорьевская обувь выпускалась на кожаной подошве (на осенне-

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (469) 13 июня 2005
    Эхо энергокризиса в Москве
    Содержание:
    Сеть спросит строго

    Сети и подстанции электроэнергетики страны нуждаются в скорейшем обновлении и расширении. Майская авария в Москве должна подтолкнуть качественную модернизацию энергоинфраструктуры

    Наука и технологии
    Наука и технологии
    Реклама