"Бродягу" приняли в Лондоне

Русский бизнес
Москва, 13.06.2005
«Эксперт» №22 (469)
Российский интернет-холдинг Rambler Media провел беспрецедентное IPO на Лондонской фондовой бирже. Убыточную компанию с оборотом 12 млн долларов рынок оценил в 153 млн долларов

Менеджерами проекта выступили инвестиционные компании "Объединенная финансовая группа" и "Атон". IPO проходило на альтернативной площадке лондонской биржи (AIM), предназначенной для торговли акциями небольших и перспективных компаний.

Компания разместила почти 26% акций, выручив около 40 млн долларов. Цена размещения составила 10,25 доллара за акцию -- это означает, что капитализация российской компании, зарегистрированной на острове Джерси в Великобритании, была оценена инвесторами в 153,5 млн. Даже если предположить, что в этом году Rambler достигнет заявленного оборота в 26 млн долларов, и умножить эту цифру на максимальный для таких компаний коэффициент 4, капитализация Rambler Media не должна была бы превысить 100 млн долларов.

Этот факт уже побудил ряд отечественных аналитиков заговорить о private placement -- то есть самовыкупе компании через дружественные фирмы. Тем не менее поразительный успех Rambler открывает площадку AIM для сотен российских компаний.

Виртуальные деньги

Rambler -- одна из старейших российских интернет-компаний, которая была образована еще в 1996 году группой инженеров Института биохимии и физиологии микроорганизмов РАН из подмосковного города Пущино. Сначала они создали одноименный поисковый сайт (rambler по-английски значит "скиталец", "бродяга"), годом позже появился интернет-рейтинг Rambler`s Top-100, после чего компания стала ежегодно обрастать новыми интернет- и медийными бизнесами.

Текущее положение компании никак нельзя назвать процветающим. EBITDA Rambler Media в прошлом году составила -1,97 млн долларов.

Основной доход компании приносят реклама в интернете (46% оборота) и мобильные сервисы (32%). Надо заметить, что Rambler не является лидером ни в одном из занимаемых им сегментов. Cогласно статистике обращений на сайты с поисковых систем, которую ведет Liveinternet, в среднем за последние три месяца доля Rambler составила 23,3%, "Яндекса" -- 50,1%, Google -- 15,6%. На российском рынке интернет-рекламы, который и выступает основным генератором доходов компании, Rambler занимает лишь 12%, тогда как позиции "Яндекса" оцениваются в 30-35%. Общий оборот рынка составляет 50 млн долларов.

На рынке мобильного контент-провайдинга -- которому аналитики пророчат перевалить за миллиард долларов уже в 2007 году, позиции Rambler еще слабее -- 1,3%. В минувшем году его контент-провайдер SMXCOM заработал на логотипах и рингтонах чуть больше 4 млн долларов при общем объеме рынка около 300 млн, в то время как оборот компаний-старожилов ( Infon, I-Free, Inform-Mobil, Next Media Group и другие) вплотную приближается к 20-25 млн. При этом SMXCOM по сей день остается убыточным бизнесом, только приближающимся к точке окупаемости.

Основная же причина отрицательной прибыли компании -- ее телевизионный проект. По оценкам "Атона", в середине 2004 года доля Rambler TV составила 0,1% российской телеаудитории. Он приносит всего около 1,5 млн долларов дохода, но требует почти 5 млн долларов ежегодных затрат.

Таинственная привлекательность

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (469) 13 июня 2005
    Эхо энергокризиса в Москве
    Содержание:
    Сеть спросит строго

    Сети и подстанции электроэнергетики страны нуждаются в скорейшем обновлении и расширении. Майская авария в Москве должна подтолкнуть качественную модернизацию энергоинфраструктуры

    Наука и технологии
    Наука и технологии
    Реклама