Новые миллиарды

Спецвыпуск
Москва, 13.06.2005
«Эксперт» №22 (469)
Петербургские компании активизировали свою деятельность на рынке облигационных заимствований. Небольшие по объему выпуски более востребованы на региональной биржевой площадке

С начала текущего года петербургские компании привлекли с помощью облигационных займов более 10 млрд рублей, что составляет примерно пятую часть от объема размещений внутри страны и треть - от суммарного объема размещений петербургских эмитентов за все последние годы. При этом основная тенденция, развитие которой твердо прогнозируют эксперты, - постепенное увеличение количества и объема новых выпусков облигаций компаний Петербурга, работающих преимущественно на региональном рынке.

Мы акцентируем внимание на этой тенденции не случайно. Несмотря на то что бизнес большинства местных компаний, выпускавших облигации, сосредоточен преимущественно на Северо-Западе, значительный объем займов в денежном выражении приходится все же на игроков общероссийского масштаба. Так, в ноябре 2004 года на рынок вышла пивоваренная компания "Балтика", в марте и апреле 2005-го по третьему выпуску облигаций осуществили "Северо-Западный Телеком" и "Мегафон", в мае состоялся дебютный выпуск облигаций торговой сети "Пятерочка". Две последние компании в принципе с большой натяжкой попадают в список местных эмитентов: они хоть и имеют петербургские корни, но осуществляют планы общероссийской экспансии из Москвы. Однако многие местные аналитики, скорее из патриотических соображений, упорно причисляют их к эмитентам из северной столицы.

Всего же к привлечению финансирования через эмиссию облигаций в последние годы, по данным управления эмиссионного финансирования Промышленно-строительного банка (ПСБ), прибегло 25 компаний различного калибра петербургского происхождения. Все вместе они разместили 35 выпусков облигаций на общую сумму около 28,6 млрд рублей, или чуть больше 1 млрд долларов. Еще три питерские компании собираются в ближайшее время занять на отечественном облигационном рынке 2 млрд рублей.

"Во-первых, компании Петербурга довольно осторожно выходят на региональные рынки, а потребности в ресурсах для развития на местном рынке легче закрыть через привлечение средств по налаженным кредитным схемам, - перечисляет факторы, сдерживающие эмиссионную активность местного бизнеса, директор казначейства банка 'Санкт-Петербург' Владимир Реутов. - Во-вторых, кадровая проблема: пока еще не у всех компаний существует финансовая служба, готовая предложить и разработать схемы по альтернативным (кроме кредитного) источникам финансирования. В-третьих, финансирование при займе менее 300 миллионов рублей (а именно такие объемы приемлемы для многих местных компаний) - более дорогое удовольствие, чем кредитование. В-четвертых, питерские компании значительно позже стали уделять внимание открытости, то есть раскрывать информации о себе, учредителях, переводить баланс на МФСО, поэтому необходимо время, чтобы провести эти мероприятия".

Пока наиболее активно к облигационным заимствованиям прибегали компании из трех отраслей: телекоммуникации, пищевая промышленность и торговля. "Срез, типичный для российских корпоративных займов", - комментирует Инна Шиганова, начальник управления эмиссионного фи

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (469) 13 июня 2005
    Эхо энергокризиса в Москве
    Содержание:
    Сеть спросит строго

    Сети и подстанции электроэнергетики страны нуждаются в скорейшем обновлении и расширении. Майская авария в Москве должна подтолкнуть качественную модернизацию энергоинфраструктуры

    Наука и технологии
    Наука и технологии
    Реклама