Волшебная сотня

Международный бизнес
«Эксперт» №24 (471) 27 июня 2005
Пока Airbus и Boeing сражаются за рынок авиалайнеров-гигантов, российский авиапром может занять перспективную нишу небольших самолетов на сто мест
Волшебная сотня

Прошедший в Ле Бурже 46-й Международный авиакосмический салон установил рекорды по всем показателям. В экспозиции приняли участие почти две тысячи компаний более чем из сорока стран. При этом в стане участников появилось сразу трое новичков - Саудовская Аравия, Марокко и Катар. И хотя отнести их к лагерю авиационных держав при всем желании невозможно, патриотически настроенные французы не без удовольствия отмечали, что, дескать, на конкурирующем с Ле Бурже британском авиасалоне Фарнборо арабские страны не выставляются вообще. "Такие успехи, как у нас, англичанам и не снились", - с гордостью заявил нам один из организаторов выставки. Действительно, за неделю работы Paris Airshow посетило почти полмиллиона человек, а сумма заключенных контрактов превысила 50 млрд долларов. Впрочем, это не удивительно. После пяти лет жесточайшего кризиса, вызванного терактами 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне, мировая аэрокосмическая индустрия снова находится на подъеме. За последний год объем авиаперевозок на международных авиалиниях вырос на 15%, а количество новых заказов на магистральные самолеты увеличилось почти на треть, с 493 до 647 штук. И это, судя по всему, уже тенденция. По данным Международной ассоциации авиатранспорта (IATA), несмотря на рост цен на авиабилеты, среднегодовое увеличение пассажиропотока в долгосрочной перспективе будет устойчиво превышать 6%, что не может не радовать производителей самолетов. Руководители ведущих авиастроительных концернов уже подсчитали, что в ближайшие двадцать лет в мире будет продано почти 26 тыс. новых авиалайнеров на 2,1 трлн долларов. По меньшей мере девять десятых этой суммы поделят между собой Airbus и Boeing. Но предсказать, кто из двух гигантов сможет закрепить за собой статус лидера, сейчас не возьмется даже самый смелый прогнозист.

Льготник против льготника

До недавнего времени Airbus опережал Boeing по всем показателям. В прошлом году европейский концерн поставил авиакомпаниям 320 самолетов (против 285 у Boeing) и получил 57% всех новых заказов. Это вызвало бурю негодования в США. Американский торговый представитель в ВТО Роб Портман прямо обвинил европейских авиастроителей в нечестной конкуренции. В день открытия авиасалона г-н Портман, ссылаясь на "ущерб, нанесенный американской промышленности", подал иск в ВТО с требованием прекратить все дотации европейской самолетостроительной отрасли, которые "искажают рыночную ситуацию". США решились на этот шаг после того, как стало известно, что европейские страны намерены предоставить Airbus кредит более чем на 1 млрд долларов на разработку нового самолета A-350. "Airbus - зрелая компания, она должна нести те же коммерческие риски, что и ее глобальные конкуренты", - заявил г-н Портман. По его мнению, всех своих успехов Airbus достиг только благодаря финансовой помощи Евросоюза. Правда, президент Airbus Ноэль Форжар считает иначе. По его словам, "Airbus останется лидером рынка и запустит в производство новое семейство самолетов независимо от того, будут под эту пр