От бэби-бумеров к generation Х

Спецвыпуск
«Эксперт» №24 (471) 27 июня 2005
Американский рынок жилья растет, консолидируется и подстраивается под новое поколение покупателей

Начиная с прошлого года цены на жилье в США вопреки прогнозам аналитиков продолжают расти. В большинстве районов новые дома подорожали на 10%, а объемы продаж увеличились на 9,5%. В отдельных штатах жилье подорожало на 20-30%. Сократилось количество средних риэлтерских и строительных фирм - как правило, они поглощались более крупными компаниями. Возрос спрос на коттеджи и квартиры у нового поколения покупателей - молодых людей в возрасте от 24 до 40 лет. Об этих и других любопытных тенденциях заокеанского рынка "Эксперту" рассказала риэлтер из Флориды София Менахем. Она сотрудничает с известной брокерской фирмой Coldwell Banker, а в России представляет интересы Национальной ассоциации риэлтеров (NAR).

- В прошлом году цены на жилье в Америке опять выросли. Что подталкивает их вверх, может быть, надувается "пузырь"?

- В прошлом году рынок действительно развивался очень динамично. Было построено примерно 1,2 миллиона новых домов при средней цене за дом в 215 тысяч долларов. Вас эта цифра не шокирует? Поверьте, это баснословные цены! На вторичном рынке продажи домов тоже выросли на 7 процентов, а средняя цена достигла 183 тысяч долларов. Но, смею вас заверить, никакого "пузыря" нет. Все дома моментально продаются. Спрос очень велик. Ажиотаж спровоцирован прежде всего низкими процентными ставками по кредитам. Новые программы жилищного финансирования заметно снизили затраты домовладельцев, процентная ставка сейчас колеблется на уровне около 6 процентов. Кроме того, появились новые программы кредитования на тридцать лет с плавающими ставками, которые ниже фиксированных. Следует при этом отметить, что многие американцы приобретают дома в инвестиционных целях. Демографические и макроэкономические факторы также оказывают влияние на рынок недвижимости: увеличивается количество рабочих мест, растут доходы населения.

- Как на этой волне изменяются потребительские предпочтения?

- Прежде всего изменяется поведение потребителей. Например, если раньше агент полностью контролировал процесс покупки, то сегодня часть функций берут на себя наши клиенты. Всему виной развитие информационных технологий. Более 75 процентов покупателей обращаются к интернету, там они собирают первичную информацию, отбирают дома, получают предварительные подтверждения ссуд. Особенно усердствует новое поколение покупателей недвижимости. Мы его окрестили Generation X и Millenials. Это молодые люди от 24 до 40 лет, которые покупают первые дома.

Что касается структуры спроса, то старшее, послевоенное, поколение обычно выбирает большие и дорогие дома. Эту группу покупателей мы называем Baby Boomers (до 60 лет) и Traditionalists (люди старшего возраста). Иногда застройщики специально для них возводят двухэтажные дома с лифтами. Или спальню для хозяев располагают на первом этаже, чтобы пенсионерам не надо было подниматься наверх. А у нового поколения повышенным спросом пользуются дома с одной спальней. Хотя они не очень-то разборчивы в приобретениях, покупают разную недвижимость.

- А как меняет