Финны перешли границу

Русский бизнес
«Эксперт» №24 (471) 27 июня 2005
Компания Nokian Tyres объявила о запуске шинного завода во Всеволожске. Экспансия финнов может сильно ударить по планам стратегического развития российских шинников

В июне этого года Nokian Tyres объявила о запуске нового завода в Ленинградской области. Теперь российские шинники не смогут бороться с импортом финских шин с помощью лоббирования высоких таможенных пошлин и, если они хотят выйти в более прибыльный сегмент рынка, то будут вынуждены ускорить модернизацию своих заводов.

Рынок легковых шин традиционно делится на три части. Верхний сегмент занимают наиболее дорогие и высококачественные шины, рассчитанные на достаточно узкую группу потребителей (представительские автомобили, внедорожники, спортивные автомобили). Средний ценовой сегмент - это добротные шины для обычных легковых автомобилей, к которым предъявляются стандартные потребительские требования. Низший сегмент рынка в США и Западной Европе занимают восстановленные старые покрышки, а в России к данной группе относятся шины устаревших конструкций, как правило, не имеющие бренда. Российские компании почти в полном составе работают в малодоходном нижнем сегменте и стараются выйти в быстрорастущий и прибыльный средний. Поэтому появление в России компании Nokian Tyres, давно и активно работающей в среднем ценовом сегменте в странах Северной Европы, нашим -как нож по сердцу.

Скрытая угроза

Экспансия финской шинной компании на российский рынок началась еще в конце 90-х. А два года назад руководство Nokian решило начать производство шин под своим брендом на территории России. Официально Nokian Tyres говорит, что строительство завода во Всеволожске связано с тем, что производственные мощности в самой Финляндии в ближайшее время будут исчерпаны и что их дефицит ограничит возможности дальнейшей экспансии на растущий российский рынок, - только за последние два года импорт финских шин вырос почти вдвое (см. график 1).

Решение строить собственный шинный завод появилось у Nokian в мае прошлого года, после того как у компании не сложились отношения с "Амтелом", на чьих заводах предполагалось выпускать брендированные шины. Площадка для нового производства была выбрана исключительно удачно - рядом с ключевыми потребителями. (Едва началось строительство, Nokian заключила соглашение о поставках шин со всеволожским заводом Ford Motors, заинтересованным в увеличении доли российских комплектующих.) Немаловажным для финских инвесторов является и приграничное положение нового завода, позволяющее управлять производством из Финляндии.

Российские шинные компании скептически относились к возможности быстрого строительства предприятия "с нуля" и явно недооценили потенциального конкурента. Финнам удалось получить кредит ЕБРР и практически сразу же начать строительство. Сооружение зданий завода и ввод первой очереди производства шин обошлись в 52 млн евро, а общая стоимость проекта составит около 300 млн.

Продвижение Nokian Tyres на российский рынок - пример достаточно грамотной региональной стратегии развития бизнеса. Финны начали активно продвигаться в привычный для себя сегмент зимних шин, где позиции российских компаний были наиболее слабыми. Добившись признания своего бренда у