О нарастающем совпадении взглядов

Разное
«Эксперт» №24 (471) 27 июня 2005
О нарастающем совпадении взглядов

Премьер Фрадков заявил, что мы не только хотим вступить в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития - заявку в этот клуб развитых стран мы подали девять лет назад), но и приближаемся к цели: за последний год "мы создали необходимые предпосылки для перенесения отношений России и ОЭСР на новое качество". Приехавший в Москву генсек ОЭСР Джонстон улыбался и не возражал.

Если эта организация и вправду намерена принять нас в свои члены (Джонстон: "Россия - один из немногих претендентов на вступление в ближайшее время"), то уж никак не потому, что смотрит на нас сквозь розовые очки. Накануне приезда генсека в Москве был представлен доклад его экспертов "Россия: создание правил для рынка" - доклад разгромный. Его выводы выглядели бы резкими даже во внутрироссийской полемике, где слова дешево стоят; для международной же организации они почти беспримерны: слабое государство с сильными чиновниками - ни больше ни меньше. Оцените такую, например, фразу в устах дипломатов: "Российские власти должны создать администрацию, которая желает и способна делать то, что от нее требуется"... Довесок "...в условиях рыночной экономики" не спасает.

В докладе ОЭСР досталось и нашей судебной системе (как одному из мест, пораженных "слабостью, неэффективностью и коррупцией"), но мимоходом. Полновесный же удар в эту болевую точку мы получили от другой международной организации - Мирового банка, в тот же день представившего доклад "Судебная система в странах с переходной экономикой: оценка прошлого и взгляд в будущее". Оказывается, наши суды по уровню доверия к ним проигрывают даже африканским (мы верим своим судам на 3,4 по шестибалльной шкале, африканцы же своим - на 3,5). Правда, в большинстве стран СНГ дело обстоит еще хуже, но это слабое утешение. Если с 1993 до 2001 года доверие россиян к своему суду постоянно росло, то затем начало снижаться. Сегодня, например, "не менее сорока процентов руководителей предприятий полагают, что суды не способны обеспечить исполнение своих решений. Большинство руководителей отмечает, что суды работают медленно, а стоит судебный процесс дорого. При этом ситуация ухудшается". Нам настоятельно рекомендовано "укрепить подотчетность органов судебной системы" (обеспечив публикацию судебных решений и проверку судей на профессиональную компетентность) и инвестировать в ее "базовый потенциал" - обеспечить суды помещениями и минимально необходимым IT, нанять побольше персонала для высвобождения судей от рутинной работы и проч.

Конечно, эксперты международных организаций и не всегда правы, и бывают необъективны, а сами эти организации порой преследуют интересы, отличные от интересов России, - или, во всяком случае, для ссылки их оппонентов на такие интересы порой бывают совсем не надуманные основания. Но тут дело чистое: западные наблюдатели, какие бы там у них ни были интересы, констатируют ровно то, что все чаще и все громче звучит внутри страны: что с нашими судами что-то очень неладно и срочно нужно что-то делать. Об этом говорят