В поисках близости

Культура
«Эксперт» №27 (474) 18 июля 2005
Венецианская биеннале современного искусства стала более динамичной, технологичной и интерактивной - возможно, потому, что с каждым годом автору художественного высказывания становится все труднее общаться с его адресатом
В поисках близости

До ноября ценители современного искусства смогут наслаждаться им в самом великолепном из всех мыслимых выставочных пространств - в Венеции: там открылась 51-я биеннале современного искусства. За 110 лет своего существования вселенский смотр художественных достижений перерос не только старый Выставочный дворец, но и всю территорию Садов (Giardini) и Арсенала в восточной части города и распространился по всей Венеции.

"У всех на нее, на Венецию, есть виды", - раздражался Бродский и вряд ли имел в виду институциональных инвесторов. Скорее это прямой и ревнивый намек на международную арт-тусовку. Неделя вернисажа как очередное наводнение. В этом году только в официальную программу вошли национальные экспозиции 70 стран, 30 самостоятельных сопутствующих проектов и две огромные коллективные выставки. Две, поскольку в этом году, против обыкновения, у биеннале было два главных куратора - испанки Мария де Корраль и Роза Мартинес, которые собрали в своих выставочных залах работы почти ста художников со всего света.

Вся власть женщинам

Розе Мартинес, известной у нас по кураторской деятельности на I Московской биеннале, доверили Арсенал - вереницу громадных залов, где когда-то вили снасти и отливали пушки для галеонов Светлейшей республики. Мария де Корраль тем временем разместила в Выставочном дворце (он же павильон Италии), расположенном в центре парка Giardini, "обзор развития разных художественных языков за последние 35 лет". Из-за присутствия во главе биеннале трех женщин (считая председателя жюри Иду Джанелли) все происходящее сопровождали декларативные знаки феминизма. Стены Арсенала прямо при входе заняли плакаты группы Guerilla Girls с издевательскими комментариями и фотоколлажами на тему доминирования мужчин в современном искусстве и шоу-бизнесе, а посреди первого зала португальская художница Жоана Вашконселуш повесила огромную "оперную" люстру из 14 тыс. гигиенических тампонов.

Женский реванш отразился и на решениях жюри. Единственный мужчина в списке награжденных художников - скульптор Томас Шютте - и тот получил "Золотого льва" за женские ню. Остальные "львы" достались дамам. Специальной премии за достижения в искусстве удостоилась известная американская феминистка Барбара Крюгер. Ее "настенная татуировка" со словами "Money" и "Power" расположилась у входа в Выставочный дворец. Награду за лучший национальный павильон получила французская художница Анет Мессаже. В номинации "Молодой художник" жюри присудило приз Регине Хосе Галиндо из Гватемалы, известной своими радикальными перформансами. Шокирующие видеозаписи акций, направленных против угнетения соотечественниц, демонстрировались в Арсенале: Галиндо полощет ноги в тазу с кровью и оставляет на улицах Гватемалы кровавые следы; Галиндо сбривает все волосы на теле и прогуливается в обнаженном виде; и наконец - крупным планом - Галиндо делают операцию по восстановлению девственной плевы.

Поговори со мной

Между тем, против обыкновения, в этом году немногие художники пытались соперничать с Региной Галиндо