Играть стали по нотам

Русский бизнес
«Эксперт» №27 (474) 18 июля 2005
Оператор игровых клубов "Вулкан" выпустил кредитные ноты. Вырученные средства будут потрачены на продвижение как на самом российском рынке, растущем гигантскими темпами, так и за его пределами

Лидер игорного рынка России Ritzio Entertainment Group выручил 125 млн долларов, разместив кредитные ноты (credit linked notes, CLN) на 18 месяцев по доходности к погашению 12%. Ritzio второй раз за полгода привлекает средства путем CLN, в январе компания уже получила 45 млн долларов.

Довольно удачное размещение бумаг Ritzio произошло в очень неблагоприятный для игорной индустрии момент. Одна за другой следуют инициативы региональных властей повысить налоги до максимально разрешенного Налоговым кодексом уровня, ввести ограничения на месторасположение игорных заведений и условия их работы, а что касается столицы - то и вовсе вынести все их за пределы МКАД. Подготовлены несколько законопроектов, которые сильно осложнят жизнь игорного бизнеса. Один из них - ограничивающий рекламу игорных заведений - уже получил статус закона.

Однако шум вокруг игровых клубов и казино не спугнул инвесторов. Как сообщили "Эксперту" в Ritzio, сначала при помощи CLN планировалось привлечь 70 млн долларов, однако от инвесторов поступили заявки на 170 млн, и холдинг увеличил выпуск.

Брендом по конкурентам

Интерес инвесторов вполне объясним. Ritzio - сейчас однозначно лидер игорного рынка России. И сам игрок, и рынок в целом растут просто бешеными темпами: объем рынка в последние три года ежегодно удваивался и оценивается в 4,5-4,8 млрд долларов. Что касается Ritzio, то за 2003-й и 2004 год число игорных заведений холдинга выросло со 120 до 681, а число автоматов - в 10 раз. По сравнению с 2003 годом оборот Ritzio в 2004 году вырос на 148% и достиг 325 млн долларов.

Основной источник доходов Ritzio - российская сеть игровых клубов "Вулкан". Помимо этого Ritzio оперирует сетями "Миллион" и "Икс-тайм" (в нижнесреднем и премиумном сегментах соответственно) в России, сетью King - в Киеве, City Casino - в Таллине, сетью "Вулкан" - в Казахстане. Ritzio владеет еще девятью казино, двумя развлекательными центрами и сетью пабов Temple Bar.

Бурное развитие бизнеса Ritzio позволило ему не просто перегнать главного конкурента на российском рынке - компанию "Джекпот" (сеть игровых залов "Джекпот", развлекательный центр "Молодая гвардия"), но и оставить его далеко позади. Если два года назад "Джекпот" лидировал с заметным отрывом, то сейчас и по количеству клубов, и по оборотам "Вулкан" далеко впереди: в 2004 году оборот "Джекпота составил около 150 млн долларов, то есть вдвое меньше, чем у Ritzio.

Одна из причин успеха Ritzio - грамотный и активный маркетинг. Компания - крупнейший рекламодатель в отрасли, на продвижение она ежегодно тратит более 7 млн долларов. "Джекпот" в последние два года, напротив, резко сократил количество рекламы. Как считают в Ritzio, им помогла и более тщательная работа над брендом: послания "Вулкана" более эмоциональны и последовательны, чем у "Джекпота". Судя по исследованиям Ritzio, это привело к тому, что у "Вулкана" самая высокая узнаваемость в целевой группе и лояльность клиентов. Сообщения компании подкрепляются тщательной работой над игорными залами. Если срав