С миру по черепице

Русский бизнес
«Эксперт» №31 (477) 22 августа 2005
Умелый плагиат принес производителю кровли невиданный успех. Переняв технологии производства у итальянцев, управление качеством - у японцев, а структуру бизнеса - у канадцев, компания "Технониколь" теперь вознамерилась отнять долю рынка у своих бизнес-учителей
С миру по черепице

Сейчас мало кто помнит, что несколько лет назад мэр Москвы, отчаявшись латать протекающие крыши в столице, объявил программу перехода с плоской кровли на менее проблематичную скатную. Трудно представить, какая реконструкция грозила городу. К счастью, пронесло - отчасти и потому, наверное, что на российском рынке в тот момент появились и прочно обосновались современные кровельные материалы, а им что скатные крыши, что плоские - все нипочем.

В советское время плоские кровли покрывали рубероидом - материалом на основе картона, обработанного нефтяными битумами. Хотя для процесса такого "крышевания" требуется громоздкое оборудование: разогревающая битум машина, насос, подающий его на крышу. Впрочем, у нас рубероид и сейчас очень популярен - в силу его дешевизны. Между тем на Западе с 70-х годов используется другая технология - изобретенные в Италии наплавляемые мембранные покрытия, или попросту "мембраны". За основу берется не гниющий картон, а стеклохолст, стеклоткань или полиэстр, и на эту основу наносится полимерно-битумная смесь.

С момента появления первых "мембран" в России прошло 12-15 лет, за это время рынок нового вида кровли вырос до 500 млн долларов. Выросло на нем и несколько успешных российских производителей, самый крупный из них - "Технониколь". Его история началась в 1993 году, когда двое студентов Физтеха начали подрабатывать ремонтом крыш. Вскоре они организовали свою фирму, спустя два года разместили заказы на производство кровельных материалов на одном из простаивающих предприятий, а к концу обучения в вузе купили рубероидный завод. Сегодня в холдинг "Технониколь" входит 12 действующих и три строящихся завода, 80 торговых представительств. В прошлом году оборот компании достиг 300 млн долларов, что почти в полтора раза больше, чем было в 2003-м.

Став безоговорочным лидером рынка России и большинства стран СНГ, компания в 2003 году начала поставлять продукцию на экспорт - в Финляндию, Болгарию, Румынию и Чехию. Не позже 2014 года в "Технониколе" рассчитывают заработать миллиард и стать глобальным игроком.

На волне инновации

"С появлением 'мембран' в России любой человек мог взять в руки горелку, баллон с газом, рулон материала и сказать: я - кровельная фирма", - вспоминает Игорь Рыбаков, председатель правления и один из основателей компании "Технониколь". В середине 90-х ежегодно в разы увеличивалось количество бригад, оказывающих услуги по монтажу плоской кровли. Эти бригады стали "разносчиками" новой технологии. Ситуация для этого сложилась благоприятная: во время горбачевской перестройки стране было не до ремонта крыш, а эта процедура, как известно, должна периодически повторяться.

Рынок мог бы расти еще более быстрыми темпами, если бы не дефицит "мембран" по доступной цене. Разновидности продукции эконом-класса везти из Европы было невыгодно. Многие российские заводы имели экспериментальные линии по выпуску "мембран", но в промышленных масштабах эта продукция в России почти не производилась.

Игорь Рыбаков и его однокурсник Сергей

Группа компаний "Технониколь"

Основана в 1993 году.
Производит рулонные битуминозные кровельно-гидроизоляционные материалы, гибкую черепицу, каменную вату, микросырьевые компоненты для кровли.
Включает 12 действующих и три строящихся завода, 80 торговых представительств.
Оборот - 300 млн долларов.