Не спеши давать имена

Наука и технологии
Москва, 22.08.2005
«Эксперт» №31 (477)
Открытие сразу трех новых крупных небесных тел на задворках Солнечной системы окончательно сбило с толку астрофизиков. Что называть планетой, по-прежнему не ясно

Испанский исследователь Хосе Луис Ортис из обсерватории Sierra Nevada выбрал крайне неудачный момент для объявления о своем открытии - обнаружении нового большого транснептунианского объекта (TNO, т. е. небесного тела, орбита вращения которого вокруг Солнца находится дальше орбиты Нептуна). Сегодня, по прошествии трех недель с момента претендующей на сенсационность публикации, это совершенно очевидно.

Отослав 29 июля e-mail с кратким описанием своих достижений в различные научные инстанции, Ортис, по-видимому, наивно полагал, что в самом скором времени окажется в центре внимания мировых СМИ, а TNO под кодовым названием 2003 EL61 станет главным астрономическим ньюсмейкером 2005 года.

Однако коллеги-конкуренты, обнаружив в сети текст испанца, в тот же день спешно организовали телеконференцию, на которой объявили сразу о двух соседствующих с 2003 EL61 небесных телах. И, к несчастью для Ортиса, журналистская братия тут же переключилась на знаменитую астрофизическую троицу: Майка Брауна из Калифорнийского технологического института в Пасадене, Чеда Трухильо (обсерватория Gemini на Гавайях) и Дэвида Рабиновица (Йелльский университет).

Козыри Брауна

Довольно двусмысленно похвалив испанского ученого за оперативное заявление (по словам участников телеконференции, им удалось обнаружить 2003 EL61 около года назад, но они не хотели публично сообщать об этом открытии до тех пор, пока не будут тщательно проанализированы дополнительные данные), главный охотник за TNO в мировой астрофизике - Майк Браун - выложил свои козыри.

Собственно говоря, главным козырем стал один из двух новых объектов, открытых троицей: 2003 UB313 (второй объект, 2005 FY9, по своим размерам примерно того же калибра, что и ортисовский 2003 EL61). Он был впервые обнаружен Брауном со товарищи в 2003 году при помощи телескопа Samuel Oschin (обсерватория Palomar близ Сан-Диего). Почти полтора года истинная значимость этого открытия оставалась непроясненной. И лишь в начале 2005-го, после повторного анализа накопившейся информации о физических характеристиках объекта, ученые пришли к выводу: 2003 UB313 - крупнейший после открытия в 1846 году Нептуна новый космический объект в Солнечной системе. Сделать свое открытие достоянием общественности астрономы почему-то решили лишь после заявлений Хосе Луиса Ортиса.

Примерный диаметр UB313, по оценкам Майка Брауна, сделанным 29 июля 2005 года, составляет от 2300 до 3200 км. Для сравнения: диаметр Плутона, девятой планеты Солнечной системы, открытой в 1930 году, - 2380 км. Что касается двух других транснептунианских объектов, пресловутого 2003 EL61 и 2005 FY9, их диаметр составляет порядка трех четвертей от диаметра Плутона. Сегодня Браун и его коллеги склоняются к тому, что более корректна верхняя оценка величины UB313 - его диаметр как минимум 3000 км. Дополнительным аргументом в пользу этой версии стала новая информация, обнаружившаяся на прошлой неделе.

Дело в том, что работающий в инфракрасном диапазоне космический телескоп Spitzer, который был задействова