Уголь и наждак

Культура
«Эксперт» №31 (477) 22 августа 2005

Выставка "Вычитание случайностей", проходящая в ГМИИ им. А. С. Пушкина, - это несколько десятков графических работ художника Петра Дика, созданных в его особой технике: пастель и уголь на наждачной бумаге.

Имя Петра Дика, русского немца, родившегося в семье, перемещенной в числе других потенциальных "врагов народа" на Алтай, не то чтобы из забытых, но из не прозвучавших ни в советское время, ни позже, когда открывали "другое искусство". Он умер три года назад в Германии (приехав туда на открытие своей персональной выставки) - ровно тогда, когда только-только становился по-настоящему известным на своей исторической родине.

Ни советскому, ни "другому" искусству Петр Дик не принадлежал в полной мере. После войны он учился в Строгановке, в 70-е стал членом Cоюза художников СССР, в 80-е имел несколько персональных выставок, в перестройку получил звание заслуженного художника России. Его работы покупали Третьяковка, Русский музей, ГМИИ, "Наше наследие" и множество российских провинциальных музеев.

Но как бы ни складывалась его официальная судьба, он был "другим" сам по себе. "Моей реакцией на все окружающее было сильное сопротивление", - говорил художник о своей жизни. В искусстве это выразилось в сопротивлении хаосу случайностей и лишних деталей. Каждая из его композиций, будь то девочка за пианино, женщина на кушетке, предметы на столе, - это абсолютные прообразы, почти иероглифы, в которых главное очерчено черным и белым. А неглавного нет вовсе. Неглавное он не мог допустить на лист, к которому относился с мистическим пиететом: "Лист - это Космос, это бесконечность". На самом деле он сам создавал этот космос, выстраивал его непрерывно и тщательно, как последний бастион сопротивления.