К нам пришла Мега-Азия

Русский бизнес
«Эксперт» №31 (477) 22 августа 2005
В России появилось множество розничных компаний, торгующих азиатской одеждой. Это значит, что российская одежная розница формируется по западному образцу
К нам пришла Мега-Азия

В последнее время во многих российских торговых центрах появились новые магазины одежды - O`stin, Savage, Style, Yukon Travel, "МодаМо", "5 карманов", "Твое" и т. д. Эти магазины работают в массовом или нижне-среднем сегментах российского одежного рынка и предлагают стандартный ассортимент категории street wear или casual wear. Все новые одежные сети принадлежат российским компаниям и являются самым быстрорастущим сектором в одежной рознице: темпы их роста составляют почти 30% в год.

До недавнего времени цивилизованную одежную розницу в России в основном формировали западные транснациональные компании: Вenetton, Mexx, Nаf-Nаf, Wolford, Morgan, Glenfield и проч. Российские же швейные производители, такие как "Первомайская заря", "Август", FOSP, "Панинтер", Vassa, занимали более скромную часть рынка - не более 10-15%. В основном они создавали собственные фирменные сети магазинов под одноименными брендами и открывали магазины по франчайзингу. Несмотря на высокую динамику развития российского одежного рынка - около 20% в год - российские фабрики в темпах роста существенно отставали от иностранных компаний, которые ежегодно открывали в России несколько десятков магазинов. Причиной тому стали небольшой объем производства российских фабрик (50-70 тыс. изделий в год против нескольких сотен тысяч у транснационалов), а также недостаток средств на аренду площадей в престижных торговых центрах и широкую рекламу. Кроме того, устаревшее оборудование некоторых фабрик не позволяло им конкурировать с иностранцами и в самой технологии производства модного продукта. Со временем стало понятно, что российские швейные компании в перспективе смогут выжить только в узкоспециализированных нишах, массовый же рынок будет целиком заполнен одеждой иностранного происхождения. Действительно, многие российские швейники стали в последнее время работать в эксклюзивных нишах: например, компании Vassa и "Гота" выбрали ниши деловой и гламурной одежды для женщин, компания "Гарэдин" - одежды для подростков, "Энтон" - мужской одежды для работы и отдыха и т. д. Что же касается массового сегмента рынка, то он действительно заполняется одеждой иностранного происхождения, но инвестируют в это вновь появившиеся российские одежные компании.

Что же обеспечило столь бурный рост новых розничных брендов одежды? Прежде всего модель бизнеса новых компаний - она существенно отличается от той, что развивали традиционные российские швейники, главным образом в области производства.

Креатив важнее производства

Некоторые из новых российских одежных компаний вообще отказались от производственной составляющей в своем бизнесе: такие компании, как "МодаМо", "5 карманов", "Кувыр.com", изначально решили выступить на одежном рынке исключительно в качестве ритейлеров. Сегодня они реализуют на рынке одежду европейских брендов, в основном отшитую в Азии.

Большинство же новых одежных компаний - O`stin, Savage, Yukon Travel и проч. - оставили себе производство, но сделали ставку на аутсорсинг в азиатских странах. Впроче