Православие и дух капитализма

Общество
«Эксперт» №32 (478) 29 августа 2005
Дьякон Андрей Кураев рассуждает о ценностях христианства, современном мире, банковском капитале, свободе и многом другом
Православие и дух капитализма

Каждый раз, когда заходит разговор о развитии капитализма в России, нет-нет да и возникает тема православия, которое оказывается несовместимо с этим самым капитализмом, рыночной экономикой, современной бизнес-культурой и прочими атрибутами развитого общества. Одни - либералы-западники - в связи с этой несовместимостью предлагают отменить православие, заменив его протестантской этикой (некоторые ревнители новой России даже тратили немалые деньги, дабы способствовать укоренению этой самой этики). Другие, наоборот, предлагали отменить капитализм, рыночную экономику и прочие вредоносные для России и русского человека западные штучки: что для немца здорово - для русского смерть. Причем, как бы ни противостояли друг другу эти два лагеря, в вопросе о несовместимости православия и капитализма они не имели никаких разногласий. Однако реальная жизнь развивалась по своим законам, и чем дальше, тем очевиднее становилось, что ни капитализм, ни православие, по большому счету, в России неотменимы. Более того, оказалось, что все большее число молодых, успешных, вписанных в новую рыночную экономику граждан вполне уютно чувствуют себя в православном храме, а протестантские секты пополняют свои ряды в основном за счет людей скорее маргинальных.

Разговор о православии и современной экономике в категориях несовместимости уже не только скучен, но и решительно неактуален. Однако все это не отменяет важности самой темы отношений православия и современной экономической и социальной жизни. Собственно, теперь, когда мифы начала 90-х очевидно не соответствуют ни настроениям в обществе, ни реальности, самое время определить новую систему координат в отношениях православия и современной экономической жизни.

Именно этим выстраиванием новой системы координат, нового дискурса, описывающего отношения православия и общества, уже много лет занимается дьякон Андрей Кураев. Причем делает он это столь ярко, живо и последовательно, что стал фигурой почти легендарной: вызывая ненависть либералов-атеистов и раздражение фундаменталистов, он во многом определил новое отношение общества к православию и Церкви.

- Отец Андрей, православие, по определению Василия Розанова, с самого начала заняло "мироплюющую", мироотвергающую позицию. Оно целиком смотрит в небо, призывая и своих последователей в жизни только касаться земли. Предпринимательство же - прежде всего земное занятие. Не в этом ли главное противоречие между ними?

- Все познается в сравнении. Когда языческие философы хотели обругать христиан, то называли их словом "филосарки" - "любители плоти". Со времен Пифагора и Платона считалось, что тело - это могила для души, темница, из которой надо убежать. Позднее у гностиков космос вообще воспринимался как концлагерь. Евангелие же начинается с вести о том, что "Бог возлюбил мир". Значит, и человек имеет право на такую же любовь. Поэтому мир не может быть предметом для плевка. У человека есть долг в мире. И это отнюдь не долг беглеца.

Миром Божьим человек может любоваться. Миром вещей человек