Возрождение универмага

Русский бизнес
«Эксперт» №32 (478) 29 августа 2005
В Россию пришла крупнейшая британская розничная сеть Marks & Spencer. Она будет работать в подзабытом с советских времен формате, который может дать новый импульс развитию отечественной торговли
Возрождение универмага

Британская компания Marks & Spencer на днях подписала договор аренды с московским торговым центром "Фестиваль", где осенью откроется первый российский магазин этой розничной сети. Ассортимент будет типичным для универмага - одежда и товары для дома. О своих дальнейших планах в России руководители Marks & Spencer говорят уклончиво: возможно, повторится вариант Индии, где в течение года открылось пять магазинов под этой маркой.

Пенни-базар выходит из кризиса

В последние годы Marks & Spencer - ведущий западный ритейлер, контролирующий 400 универмагов в Великобритании и 150 - в 30 других странах мира, переживает трудности. Так, в 2001 году компании пришлось закрыть 38 магазинов. В 2004 году продажи в Великобритании упали на 1,9%, составив 7,8 млрд фунтов стерлингов. Особенно пострадали товары для дома: выручка этого направления уменьшилась на 21%, на 19% сократилась прибыль. Отчасти это объясняется ситуацией на рынке: его рост с каждым годом замедляется. Однако, по признанию самого ритейлера, имели место просчеты в действиях компании. Так, громоздкость управленческого аппарата, которая не позволяла оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации, привела к тому, что порой модные тренды не находили отражения в ассортименте Marks & Spencer.

Чтобы переломить негативные тенденции, компания принимает ряд мер. Например, изменилась схема работы с поставщиками. Теперь закупаются более мелкие партии товара, зато чаще. Открылись офисы Marks & Spencer в непосредственной близости от производителей - в Гонконге, Турции и Индии. Все это, по замыслу руководителей компании, позволит оперативно реагировать на изменения вкусов покупателей.

Последние, кстати, тоже стали объектом более пристального изучения. Так, выяснилось, что миниатюрные женщины часто покидают универмаги сети с пустыми руками из-за отсутствия нужного размера, покупатели не хотят лишний раз заезжать в магазин из-за аншлага на парковках и с трудом могут найти среди вороха предлагаемых им вещей что-то нужное.

Чтобы такое случалось реже, наименее популярные товары снимаются с продажи. Формально ассортимент в магазинах становится беднее, однако в сумме с другими шагами (например, хорошо "нажав" на поставщиков в прошлом году, Marks & Spencer сэкономил 140 млн фунтов стерлингов и смог снизить цены) это приводит к тому, что реальный выбор увеличивается. И конечно, не забыли про укрепление бренда, который в последнее время стал размываться из-за наличия множества подбрендов - марок, под которыми продаются определенные группы товаров. Сами подбренды тоже подверглись чистке: от них осталась наиболее ходовая половина.

Одновременно с ликвидацией слабых направлений Marks & Spencer бросает дополнительные силы на поддержку растущих. Поскольку в прошлом году увеличился доход от заведений общепита внутри универмагов, было решено увеличить их количество. Выросли, правда совсем чуть-чуть - на 1,5%, обороты зарубежных магазинов. Видимо, желанием усилить этот вектор объясняется движение в сторо