Что внутри трубы

Наука и технологии
«Эксперт» №32 (478) 29 августа 2005
Небольшая обнинская фирма с помощью своего прибора может сэкономить российскому ЖКХ девяносто миллиардов рублей
Что внутри трубы

"Девяносто пять процентов труб коммунальщики меняют зря", - сразу c места в карьер берет Алексей Абакумов-младший, технический директор обнинской компании "Центр технической диагностики 'ИнтросКо'". Дело в том, убеждает меня Абакумов, что степень износа заменяемых труб неравномерна даже в пределах одного городского квартала. С увеличением площади сети эта неравномерность растет в геометрической прогрессии. Виной тому различные эксплуатационные и геологические условия, проходящие над сетями железнодорожные и автомобильные дороги, линии электропередачи и, конечно же, качество самих труб и их сварки.

В "ИнтросКо" создают приборы для внутритрубной дефектоскопии. Технический директор компании говорит о коммуналке со знанием дела. Обычно тщательно диагностируются лишь трубопроводы большого диаметра. А трубам меньшего диаметра, как раз самым распространенным в ЖКХ, меньше и внимания. На практике их просто через определенное время меняют. Компания "ИнтросКо" разработала приборы-интроскопы, которые позволяют обойтись без сплошной замены труб за счет тестирования и выявления участков с дефектами, где требуется действительно незамедлительной замены. Не менять все трубы и за счет этого экономить деньги - вот бизнес-идея "ИнтросКо". Ведь при использовании новой технологии только в ЖКХ можно сэкономить до трети средств, идущих на замену трубного хозяйства.

Интроскоп вместо стружки

Суть магнитной технологии неразрушающего контроля с точки зрения физика проста. В трубопровод запускается снаряд, снаряженный аппаратурой, - либо его протаскивают кабелем, либо он движется под давлением воды, нефти или газа и намагничивает трубу электромагнитом. И тут в дело включается интроскоп (еще одно ноу-хау Абакумовых), сканирующий тот магнитный рельеф, который образовался в результате намагничивания. Если в тестируемом изделии есть структурные неоднородности или дефекты, их можно "увидеть" - неоднородности или даже "прорывы" поля фиксируются датчиками и затем выводятся на устройства визуального контроля. В "ИнтросКо" собрали электронную библиотеку рельефов, которая позволяет давать эксплуатационным службам четкие рекомендации, будет участок трубопровода служить и дальше или его необходимо срочно заменить.

Считается, что магнитной дефектоскопией первыми начали заниматься немцы. На исторической страничке сайта немецкой компании Foerster политкорректно умалчивается, что ее основатель профессор Института кайзера Вильгельма Фридрих Ферстер измерял магнитные поля не только из научного интереса, но и для того, чтобы выявлять дефекты в корпусах судов военно-морского флота третьего рейха и в стволах дальнобойной артиллерии, обстреливавшей осажденный Ленинград. В конце 1944 года на самой многочисленной модификации истребителя "Фокевульф 190", на F-8, даже стали было устанавливать зонд Ферстера SG 11 ЗА Foerstersonde, реагировавший на магнитное поле бронепоездов и танков и автоматически запускавший по ним ракеты, но вскоре война закончилась, а ученый смог вернуться к вполне мирным делам