Начало масляной цепочки

Русский бизнес
«Эксперт» №40 (486) 24 октября 2005
Транснациональная корпорация Bunge купила пакет акций "Эфко", ведущего отечественного производителя растительного масла, майонеза и спецжиров. Это начало нашествия иностранцев на масложировой рынок
Начало масляной цепочки

Агропромышленная корпорация с американскими корнями Bunge - крупнейший в мире производитель растительного масла, а также поставщик зерна и сои в большинство стран Европы, Северной и Южной Америки. В России Bunge продает масло "Олейна" и Ideal, которое бутилируется на Украине и частично в Аргентине. Однако для укрепления позиций на российском рынке компании нужно собственное производство.

Во всех странах своего присутствия Bunge работает как компания полного цикла, выстраивая цепочку от фермера до конечного потребителя. В России она планирует действовать по такому же принципу. Поэтому год назад компания приобрела два элеватора в Краснодарском крае и начала строить маслоэкстракционный завод в Воронежской области, который после запуска в марте 2006 года станет самым мощным в России. Кроме того, идут поиски российского партнера, хорошо разбирающегося в местной специфике.

"Пообщавшись практически со всеми заметными российскими компаниями, мы поняли, что 'Эфко' из них самая профессиональная и технически оснащенная", - говорит генеральный директор Bunge СНГ Альфред Эванс. Два года американцы и белгородцы приглядывались друг к другу: "Эфко" консультировала американцев на строительстве завода, Bunge разместила заказ на розлив масла "Олейна" на мощностях "Эфко". И вот Bunge стала миноритарным акционером "Эфко", приобретя 25% акций компании. Сумму сделки партнеры не разглашают. По оценкам аналитиков, она составляет от 20 до 50 млн долларов.

Российский рынок растительного масла, объем которого превышает 800 млн долларов, для Bunge очень привлекателен. С одной стороны, доходность производства масла в России около 30%, майонеза - 35%, тогда как, например, в Европе этот показатель в несколько раз ниже. С другой стороны, транснациональные игроки уже видят впереди неизбежную стабилизацию рынка. А, как показывает мировая практика, около 60% рынка к моменту стабилизации сосредоточивается в руках крупных компаний. Сейчас же в России суммарная доля лидеров рынка растительного масла, включающих кроме "Эфко" и Bunge еще "Юг Руси" и "Русскую бакалею", - около 45%. Дополнительные шансы увеличить свое присутствие транснационалам дает более высокая, по сравнению с россиянами, эффективность производства. "Побывав на заводе Bunge, мы увидели, что на таком же оборудовании, как у нас, работает в три, а иногда в четыре раза меньше сотрудников", - признается председатель совета директоров "Эфко" Валерий Кустов.

По мнению Кустова, интерес глобальных компаний к российскому рынку очень высок, и в скором времени произойдет ряд крупных сделок. Известно, что строить завод в Воронежской области собиралась Cargill, но не договорилась с властями, а сельскохозяйственные активы в Краснодарском крае и Ростовской области скупает Glencore International.

Что касается "Эфко", то для нее партнерство с Bunge - это прежде всего возможность получить дополнительные ресурсы для развития такого перспективного направления, как спецжиры для производства конфет, печенья и других кондитерских изделий. Три года